А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образы крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву» - сочинение

Народ - подлинный хозяин своей страны и всех природных ее богатств и материальных благ, которые он на земле производит. Именно народу принадлежит решающее слово в истории. Но пока народ порабощен самодержавием и крепостниками-помещиками, «может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, и частую в законе мертвы, напиваться блаженным? Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России?» - вопрошает Радищев и отвечает; - «Ненасытен, кровей один скажет, что он блажен, ибо не имеет понятия о лучшем состоянии». Верный и крепкий в последовательном народолюбии, Радищев противопоставляет здоровую мораль трудящихся крестьян гнилой морали паразитического сословия, «ненасытцев кровей», т. е. дворян.

Этой цели и служит создаваемая писателем галерея образов людей из народа. Первый человек из народа, встреченный путешественником на своем пути, был извозчик. Радищев идет здесь дальше английского путешественника Вильяма Кокса, который в 1784 - 1790 гг. издал в Лондоне свои записки о путешествии в Польшу, Россию, Швецию и Данию, переведенные вскоре на многие европейские языки.. Рассказывая о поездке из Москвы в Петербург, совершенной им в 1778 г., Кокс пишет о любви русских к пению: «Во время нашего пути по России я с большим изумлением наблюдал страсть русских к пению. Даже крестьяне, которые ездили в качестве ямщиков и почтарей, как только они опускались на козлы или в седло, начинали напевать, и это продолжалось несколько часов без перерыва. Но, что еще более удивительно для меня, они исполняли песни иногда по очереди, и я легко мог заметить, что они исполняют что-то вроде музыкального диалога, когда в песне как бы задают друг другу вопросы .и отвечают на них; и все это, если можно так выразиться, составляло их обыденный разговор. Почтари поют, как я точно заметил, от одной станции до другой; солдаты поют во время похода; крестьяне поют по преимуществу в процессе работы: обществешше дома сотрясаются от звуков их песен, и в тихий вечер я отлично слышал, что воздух как бы вибрирует от звуков песен, доносящихся из соседних деревень».

Радищев в русских песнях видит выражение существа национального характера. В немногих, но броских зарисовках Радищев воссоздает русский национальный характер, для которого характерны широта, удаль, порывистость, отвага. В другом своем сочинении - «Сокращенном повествовании о приобретении Сибири» автор писал: «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ Российский… О народ, к величию и слано рожденный, если они (качества эти) обращены в тебе будут на сникание всего того, что сделать может блаженство общественное!»

Еще раз путешественник встречается с песней в конце своего путешествия. У ворот почтовой станции Клин слепой старик пел народную песню о печальной судьбе молодого человека, покинувшего богатый отчий дом и превратившегося в нищего. Литературный Портрет слепого певца - калеки перехожего - дан в немногих, но точных и выразительных словах. Как бы продолжением характеристики певца служит рассказ о том впечатлении, которое произвело искусство исполнителя духовного стиха на слушателей.

Так Радищев впервые в русской литературе показал высокую очистительную силу русского народного искусства. А. И. Герцен прекрасно понял это, отметив, что в песне автор «Путешествия» нашел своеобразный «ключ к таинствам народа»3.

Дальнейшая характеристика слепого певца дается через восприятие его поступков. После окончания пения старик стал собирать подаваемую ему милостыню. Путешественник вложил в дрожащую руку слепца серебряный рубль. Когда тот понял ото, он произнес следующие слова: «Почто такая милостыня? …Почто она немогущему сю пользоваться? Если бы я не лишен был зрения, сколь бы велика моя была за него благодарность. Не имея в нем нужды, я мог бы: снабдить им неимущего. Ах! если бы он был у меня после бывшаго здесь пожара, умолк бы хотя на одни сутки вопль алчущих птенцов моего соседа. Но на что он мне теперь? не вижу, куда его и положить; подаст он может быть случай к преступлению. Полушку не много прибыли украсть, но за рублем охотно многие протянут руку. Возьми его назад, доброй господин, и ты и я с твоим рублем можем сделать вора… Возьми его назад, мне право он не надобен, да и я уже его не стою; .ибо не служил изображенному на нем государю…»



 
В этом эпизоде ярко видны необыкновенная честность и красота нравственного облика слепого певца, его бескорыстие, доброта, самоотверженность, скромность. В немногих, во точных словах обрисован весь жизненный путь слепого певца и история его несчастья: он был смелым воином, участвовал во многих сражениях; однажды был тяжело ранен пушечным ядром и лишился зрения. Духовное единение путешественника с человеком из народа символизирует старенький шейный платок, который путешественник дарит старику, а тот принимает его с величайшим благоговением. Еще две главы, «Медное» и «Городня», повествующие о двух страшных бедствиях крепостных крестьян - продаже людей с торгов и рекрутчине, начинаются с песен. В «Медном» водят старинный хоровод молодые женщины и поют плясовую русскую песню «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла». Она помогает читателю понять, что далее последует рассказ о чем-то очень скорбном, безысходном - о продаже крепостных людей, Но та же песня содержала и оптимистический смысл: свободы должно ждать «от самой тяжести порабощения». В главе «Городня» ужас рекрутчины как народного бедствия раскрыт через два причитания - от имени матери и от имени невесты. Очень интересна глава «Едрово», помещенная после глав «Яжелбицы» и «Валдай», где обличается разлагающее влияние морали дворянского государства на простых тружеников. В главе рассказывается о простых, здоровых, нравственно красивых женщинах из семей едровских ямщиков. Среди стиравших белье деревенских женщин внимание путешественника привлекла одна, лет семнадцати, по имени Анюта. Она - дочь зажиточного ямщика. Путешественнику пришлось долго разубеждать Анюту, что его побуждения чисты и искренни, лишены какой бы то ни было корысти. Пороки среди крестьян - редкое явление и порождаются, как правило, крепостным правом, дворянским, примером разврата. Недаром путешественник советует не пускать жениха Анюты в столицу: «Не пускай его, любезная Анютушка, не пускай его; он идет на свою гибель. Там он научится пьянствовать, мотать, лакомиться, не любить пашню, а больше всего он и тебя любить перестанет… А тем скорее, Анюта, если ему случится служить в дворянском доме. Господской пример заражает верхних служителей, нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достигает идо деревень. Пример есть истинная чума; кто что видит, тот то и делает». Так Радищев доискивается до социальной причины «порчи нравов». В русской литературе никто до него не ставил возрос общественной морали так глубоко и с такой классовой остротой. Образ Анюты одухотворен поэтической красотой народной любовной песни. А в песне пелось о том, что девушка любит того, кого выбрало ее сердце. Такова и Анюта. Покидан Ёдрово, путешественник не переставал восторгаться благородством, независимостью, гордостью и достоинством простой крестьянской девушки. «Анюта, Анюта - повторял путешественник, - ты мне голову скружила! Для чего я тебя не узнал лет пятнадцать тому, назад? Твоя откровенная невинность, любострастному дерзновению неприступная, научила бы меня ходить во стезях целомудрия. Для чего первой мой в жизни поцелуй не был тот, которой я на щеке твоей прилепил, в душевном восхищении? Отражение твоея жизненности проникиуло бы во глубину моего сердца, и я бы избегнул скаредностей, житие мое исполнивших…» Перед нами замечательная в русской литературе похвала женской народной красоте и целомудрию. Любопытно, что свой идеал писатель нашел не в среде крепостных и дворовых, а среди свободных крестьян. Мысль об активной силе добра и. красоты, характерная для многих писателей-просветителей, присуща и Радищеву. Он утверждал, что сила нравственного воздействия личности простой крестьянской девушки Анюты так же велика, как и всепокоряющая власть идейных убеждений Федора Ушакова, которые, как писал Радищев, «вечно прейдут в сердце моем впечатленны». Так нравственность простой крестьянки ставится на один уровень с идейной убежденностью Писателя, Борца и Гражданина.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образы крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Путешествие из Петербурга в Москву > Образы крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву»
Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву


Сочинение на тему Образы крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву», Путешествие из Петербурга в Москву