А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема героя в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» - сочинение

Благородность составляет третью отличительную черту истинного сына отечества. Благородным, во-первых, может считаться лишь «тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет в обществе разумом и добродетелию, и, будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к тому единственно устремляет, чтобы» быть полезным для блага отечества. Во-вторых, «прямо благороден» лишь тот, чье сердце не может не трепетать от нежной радости при одном имени отечества. В-третьих, он не жертвует благом отечества во имя различных предрассудков; «награда состоит в добродетели», а «истинное благородство» - в добродетельных поступках.

Тот, кто хочет обладать всеми тремя названными качествами, должен, во-первых, «приучить дух свой» к трудолюбию. Во-вторых, он должен прилежно выполнять свои обязанности перед народом. В-третьих, он должен отличаться умным состраданием к порабощенным и униженным, активно способствовать избавлению их от тяжелой жизни. В-четвертых, он обязан горячо и неизменно любить отчизну, отдавая ей все свои силы. В-пятых, ему надлежит неустанно овладевать науками, знаниями и искусством, поставив их на служение интересам народа. Идеал Радищева - это активный человек, готовый к революционным действиям, осуществляющий на деле принципы «разумного эгоизма». Крепостничество (рабство) и самодержавие - аморальны. По Радищеву, они заслуживают сурового осуждения и борьбы с ними.

По своим морально-этическим взглядам Радищев близок нам, нашим современникам. Его воззрения созвучны нашей морали. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, где царят свобода, равенство и братство, забота о сохранении и умножении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, непримиримость к несправедливости и нечестности составляют основное содержание морального кодекса строителей коммунизма.

Верный себе, писатель на многих страницах «Путешествия» показывает, как страшная российская действительность воздействует на разум и сердце людей, превращая сторонних дотоле наблюдателей, «смотревших не прямо», в «сочувственников» путешественника, выпрямляет их. «Я взглянул окрест меня, - пишет Радищев, - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что ои взирает не прямо на окружающие его предметы». Эти мысли полемичны по отношению к взглядам масона А. М. Кутузова, считавшего, что причиною зла, царящего в мире, является эгоистическая природа человеческого характера, а не социальная среда. Эти мысли полемичны и по отношению к взглядам французского философа-просветителя Ж.-Ж. Руссо, автора трактатов «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Об общественном договоре» (1762), а также «Исповеди» (1766-1769) и многих других. Руссо считал, что человек добр по природе, но обществе исказило, «замутило» изначала чистый родник, превратив человека в лживое и лицемерное существо. Как просветитель-материалист, Радищев полагал, что человек по природе не добр и не зол и что его бытие зависит от условий среды и жизненных обстоятельств; в этом случае, однако, не исчезает индивидуальность, «наша единственность, сие столь чувствуемое я…» - писал он в своем произведении «О человеке, о его смертности и бессмертии». Долг писателя - помочь людям познать истину, научить «взирать прямо», т. е. видеть действительные причины зла.


 
Особенностью художественного построения «Путешествия» является полемический (в тезисах и антитезисах) способ изложения основных мыслей. Исходным моментом спора является так называемая теория «естественного права», в истолковании которой Радищев расходится с Руссо. Разрешение спора, т. е. доведение читателя книги до истины, Радищев осуществляет с помощью образа путешественника. Автор знает наперед все, что он скажет, что он сделает: он снимет пелену, завесу с глаз других и- поведает людям истину, как и подобает истинному сыну отечества. Поможет ему в этом путешественник: в процессе путешествия он увидит (а вместе с ним увидит и читатель книги) страшные картины российской действительности, звероподобных помещиков, преступных властителей и стонущий под их игом народ, он сделает (а вместе с ним и читатель книги) свои выврды из всего виденного и слышанного, и тогда перед его взором раскроется Истина. «Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящаго невинно сокрыла истину навеки? - вопрошает путешественник. - Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? - и продолжает: - Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отъими завесу с очей природнаго чувствования - и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! - я почувствовал, что возможно всякому со- участником быть во благоденствии себе подобных. - Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». Мысль о том, что человек может обрести свое счастье в борьбе за благо других людей, имеет революционный смысл. Она противоположна взглядам масонов, которые уповали на братские чувства - веру, надежду, любовь, а от общественной борьбы отказывались. Когда писатель говорит о природе, называя ее мачехой, будто бы обрекшей людей на несчастья, то он имеет в виду распространенное мнение, что судьба человека предопределена высшим разумом. Радищев знал, как трудно с этим бороться, поэтому не рассчитывает на то, что все читатели поймут и поддержат его. «Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит; - не сугубой ли плод произойдет от подъятого мною труда?» - вопрошает автор «Путешествия» и отвечает сам себе утвердительно. Эти слова настраивают читателя книги на серьезное, осмысленное чтение,; когда он будет следить за «изображением мысли», за- «шествием»,, т. е. развитием ее в фактах, картинах, образах, когда читатель будет следить за логикой повествования в переходе от одного факта к другому, так чтобы вырисовывались выводы «истины». Так автор начинает свою книгу, отдавая дань европейской литературе сентиментализма середины - второй половины XVIII века, когда «внутренний человек» с его чувствами и разумом был главным предметом изображения. «Уязвленность души» страданиями крепостного крестьянина, низведенного в России до положения раба, была исходным пунктом революционно-критического осмысления действительности. Через «чувствования» и «движения разума» писатель приходит к осознанию общественных связей человека. Потому Радищев и. считает, что достаточно прямо посмотреть «на окружающие предметы», чтобы увидеть и рабство, и причины, его порождающие. Эти причины, по Радищеву, заключены в самой природе «внутреннего человека», порою отвращающего себя от разума и заволакивающего себя ложью.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема героя в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Путешествие из Петербурга в Москву > Проблема героя в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»
Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву


Сочинение на тему Проблема героя в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», Путешествие из Петербурга в Москву