А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Царь и его приближенные в «Путешествии из Петербурга в Москву» - сочинение

Первопричина всех бед русского народа, но Радищеву, - это «стоглавое чудище» - российское самодержавие. Во имя торжества идей демократии, гуманизма и справедливости истинный сын отечества всей силой своего искрометного таланта обрушивается на создателей законов бесчеловечного, аморального общества, основанного на угнетении человека человеком. В главе «Спасская Полесть» рассказывается об аллегорическом сне путешественника, который вообразил себя царем, или шахом, или ханом, или королем, или беем, или набобом, или султаном, сидящим на троне из чистого золота, украшенном драгоценными камнями. Голова царя увенчана лавровым венком. Вокруг трона располагались знаки власти - меч на серебряном столпе, скипетр на снопах пшеницы, сделанных из чистого золота, весы, на чашах которых лежали книги с надписями «Закон милосердия» и «Закон совести»; царский трон обвивала огромная змея, выкованная из стали. Возле трона виднелось немало украшений и надписей, прославляющих власть царя.

Это описание типологически сходно с описаниями известных произведений искусств, например картины художника Д. Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница» и статуи скульптора-Ф. И. Шубина того же названия. Путешественнику снилось, продолжает Радищев, что у подножия трона толпились придворные и множество народа, все они с робким подобострастием смотрели на самодержца и ловили на себе его взоры, всматривались в лицо властелина, прислушивались к его дыханию. Спустя некоторое время подданные начали расточать похвалы своему господину, а потом с восторгом стали слушать приказания, которые государь отдавал военачальнику (имеется в виду Г. А. Потемкин), «учредителю плавания» (имеется в виду начальник Адмиралтейской коллегии граф И. Г. Чернышев), «хранителю законов» (имеется в виду генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский), первому зодчему (может быть, здесь подразумевается архитектор И. Е.Дгаров) и казначею. И только одна женщина из всего собрания стояла в стороне, опираясь на колонну, и испускала вздохи скорби, всем видом своим показывая презрение и негодование. Это была странница Прямовзора, глазной врач. Вдруг она подошла к трону и, коснувшись глаз царя, сняла с них бельма, т. е. толстую пленку, подобную застывшему роговому раствору. А чтобы бдительность властителя из усыплялась негою власти, Прямовзора надела ему на палец жерновое кольцо. Царь неожиданно прозрел и увидел .мир вокруг себя в ином свете.

В аллегорическом сне, построенном на противопоставлении, автор. «Путешествия» блестяще использовал метод двух зеркал. В первом из них - зеркале Лести - самодержец увидел себя таким, каким изображали его придворные льстецы. Во втором из них - зеркале Истины - после того, как Прямовзора сняла с глаз бельма, царь увидел себя таким, каким он был на самом деле. Разоблачение состоялось. Но самодержец ищет спасения в исповедании своих грехов мудрому старцу, который придет из-под «заросшей мхом хижины» и облегчит бремя, возвратив «покой томящемуся сердцу и встревоженному уму».

Так считали и французские просветители: просвещенному монарху нужен мудрый советник-философ, который поможет монарху познать «обширность обязанности» и истоки, «откуда проистекает право и власть». Отсюда логически следует теория «общественного договора» французских просветителей. Государство, по Руссо, образуется в результате договора между людьми: последние уступают часть своих прав Государственной власти, с тем чтобы оно защищало граждан; по если государство этого не делает, то подданные не обязаны больше повиноваться государственной власти и имеют право на восстание. Согласно Руссо, природа наделяет человека не только материальными потребностями (источник активности, трудолюбия), пои стихийной добротой (симпатия к себе подобным), и страстями (основа самобытности характера). Общественный договор, который заключают менаду собою народ и просвещенный монарх, основывается на естественном праве людей на свободу и труд и обязывает монарха стоять па страже законности, обеспечивающей именно такой правопорядок.


 
Радищев спорит с Вольтером, который в своих «Мемуарах» полагал, что философы могут «просветить» королей и «открыть» им глаза на их политику. Радищев показывает, что это невозможно, так как просвещенный монарх никогда не принесет блага нации. Автор рассказывает, что сонным мечтаниям путешественника не суждено было сбыться: он проснулся, и, опомнившись, не нашел у себя на пальце тернового кольца, которое надела царю на палец Прямовзора. Обращаясь к Екатерине II, истинный сын отечества говорит буквально следующее: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнешься с насмешкою, или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается». Так, используя иносказание, Радищев изобличает российское самодержавие. Стоит вспомнить те строки аллегорического сна, где Прямовзора объясняет самодержцу, в каком случае она чурается чертогов царей, обходит их стороной. Российская императрица не пожелала обратить «взоры свои на себя и на предстоящих», не захотела «воззреть» «на исполнение своих велений». Екатерина II и не думала «содрогаться от ужаса при взоре таковом». Многоголосый хор придворных льстецов убаюкивал «премудрую Фелицу», как ее называл Г. Р. Державин, «матушку государыню», «спасительницу Отечества». Ее отношение к проведению в стране коренных преобразований социально-экономического строя было резко отрицательным, потому и надежды на посещение Прямовзорой - странницей престола Российской империи отошли в небытие, как несбыточные. Сон путешественника в главе «Спасская Полесть» - это необычайно смелое и резкое разоблачение правления Екатерины И. В этом сне-памфлете Радищев полностью развенчивает созданную дворянами легенду о возможности в России правления просвещенного и справедливого государя, потенциального создателя «золотого века». Монарху не место в цивилизованном обществе, утверждает первенец свободы. Царям истинный сын Отечества готовил совеем иную судьбу. По словам исследователей творчества А. Н. Радищева Л. И. Кулаковой и В. А. Западова, «в аллегорическом сне нет либеральных иллюзий, как пишут порой. Это кульминация, т. е. высшая точка развития темы обличения самодержавия. Дальнейшие главы показывают пагубное влияние царизма на все области жизни и углубляют тему нарастающего протеста, кульминацией которой, в свою очередь, будет ода «Вольность». Какой из этого может быть выход? Радищев отвечает на этот вопрос в главе «Тверь». На почтовом дворе в Твери путешественник встречается со стихотворцем, который прочел ему отрывки из своей оды «Вольность». Эта ода - вдохновенный гимн парадной революции, которая сметет самодержавие и крепостничество. Радищев первый из русских просветителей понял, что не просьбы к монарху о милосердии, а активная революционная борьба освободит от рабства, в котором находится «личность сограждан, вам равных, братьев, возлюбленных в естестве».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Царь и его приближенные в «Путешествии из Петербурга в Москву». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Путешествие из Петербурга в Москву > Царь и его приближенные в «Путешествии из Петербурга в Москву»
Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву


Сочинение на тему Царь и его приближенные в «Путешествии из Петербурга в Москву», Путешествие из Петербурга в Москву