А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова - сочинение


“Лишний человек “, “лишние люди”, “галерея лишних людей” откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И.С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное “Дневник лишнего человека”. По другой версии сам Пушкин в черновом варианте III главы “Евгения Онегина” назвал своего героя лишним: “Онегин как нечто лишнее стоит”. Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество “лишний человек ” не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.    

Образ “лишнего человека” в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.    

Алеко, герой поэмы Пушкина “Цыганы”, уйдя от “неволи душных городов” в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода только “для себя”. Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик цыган, отец Земфиры, говорит ему:

    * Ты не рожден для дикой доли,
    * Ты для себя лишь хочешь воли.    

В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.  Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:

    * Я вижу образ вечно милый:
    * Его зову, к нему стремлюсь.   

 Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?     “Мцыри” это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри это смерть, а смерть на воле часть жизни, последняя , но часть.

    * Я мало жил и жил в плену.
    * Таких две жизни за одну,
    * Но только полную тревог,
    * Я променял бы, если б мог.   

Демон “Дух изгнания”, которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла.

    * И вновь остался он, надменный,
    * Один, как прежде во вселенной.    

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскорблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев одиночество.     В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из “Евгения Онегина” Пушкина и Печорин из “Героя нашего времени” Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует, он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений.    

Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все , к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него “честным контрабандистам” приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Лиговская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести “Фаталист”.     Объединяет их одна болезнь “русская хандра”, аналог “английского сплина”, которым болел еще Чайльд Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой “русских европейцев”, к которым принадлежали все передовые люди того времени и “азиатичной” крепостнических отношений. Люди с “озлобленным умом, кипящем в действии пустом” и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.  

Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.

 
* Самовластительный злодей! * Тебя, твой трон я ненавижу, * Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу, восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием “Вольность”. В этом произведении можно видеть идеи просветителей XYIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, “барства дикого”, “покорствующих бичам “рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения: * Владыки! Вам венец и трон * Дает Закон а не природа; * Стоите выше вы народа, * Но вечный выше вас закон. Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда “младые сыновья” растут для того, чтобы пополнить “дворовые толпы измученных рабов”, чтобы до гроба влачить “тягостный ярем”. Именно об этом идет речь в стихотворении “Деревня”: * Склонясь на чуждый плуг, * Покорствуя бичам, * Здесь рабство тощее влачится по браздам * Неумолимого Владельца. Кто же он, “неумолимый Владелец”, “присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все: * Свободный Рим возрос, * А рабством погублен. Пушкин никогда не выступал против “короны”, он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи: * Склонитесь первые главой * Под сень надежную закона, * И станут вечной стражей трона * Народов вольность и покой. На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > «Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему «Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова, Пушкин