А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Аллегорические формы поэзии А С Пушкина - сочинение

Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
… хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо…
Их жизнь — ряд горестей, гремящая слава сон.

Автор советует начинающему поэту быть «спокойным». Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не так легко писать», но уж если писать, то только хорошие. «Неподкупный голос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 года «К Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей…
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В стихотворении 1824 года «Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительный книгопродавец замечает:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения написаны в прозе, и это переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземленной действительности. Здесь Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.

В стихотворении «Пророк» (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. «Шестикрылый серафим» наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя змеи», вместо сердца «вдвигает» ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Таким образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Через два года было написано стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношение светской «черни» к поэту.

Зачем так звучно он поет?..
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Однако поэт также выражает свое отношение к «черни»:
Подите прочь — какое бело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Поэт — сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы господа Бога, но в то же время он — обычный земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и —

Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) автор обращается к поэту:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный
шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

При этом участь поэта — быть одиноким человеком. Пушкин призывает поэта идти «дорогою свободной, куда влечет… свободный ум». Тему взаимоотношения толпы и художника Пушкин продолжает в стихотворении «Эхо» (1831). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг…
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Образ поэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа», дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении 1836 года «Не дорого ценю я громкие права…» (Из Пиндемонти). Счастье для истинного поэта, по мнению автора,

По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.



 
Своего рода поэтическим завещанием Пушкин а явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), написанное за полгода до смерти. Оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», стихотворениям Ломоносова, Державина. Пушкин выделил существенное качество своего творчества — служение народу: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Обращаясь к Музе, он призывает: Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы», а достойно выполнять свое предназначение — «глаголом жечь сердца людей». Еще в 15 лет в стихотворении «К другу стихотворцу» он заявил: И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне как хочет целый свет, Сердись, кричи, бранись, — а я теки поэт. Позже Пушкин скажет: «Цель поэзии — поэзия», — и останется верен этому до конца. «Хочу воспеть Свободу миру» (Пушкин) «Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, свобода» А. С. Пушкин (из «Пиндемонте»). 1836 год «…Минута, и стихи свободно потекут.» Обратите внимание - «свободно»! Это ключевой слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь: Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна… — это не балерина, а чистая Муза свободной поэзии «вдруг летит, летит как пух от уст Эола». Среди множества тех «неведомых дорожек», которые исследовал Пушкин в своей поэтической жизни, познание Свободы во всех ее проявлениях было магистральным направлением его творчества. Уже в 1814 году юный Пушкин в довольно шутливом стихотворении «К сестре» вскользь затрагивает тему свободы. Он представляет , себя узником, который продолжает жить только потому, что мечты дают ему внутреннюю свободу: Фантазия, тобою Одной я награжден, Тобою принесенный К волшебной Ипокрепе, И в келье я блажен. В дальнейшем Александр Сергеевич все более серьезно будет подходить к этой теме: «По прихоти своей скитаться здесь и там,— скажет поэт в тридцать семь лет,— и пред созиданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья». В конце восемнадцатого-девятнадцатого веков из европейской литературы по всему миру разлетелось возбуждающее поветрие романтизма. Юный Пушкин, конечно же, не мог пройти мимо этих вдохновляющих идей. Романтические символы свободы — постоянные спутники его поэзии. Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить с ними: море — «свободная стихия», ветер, который гонит «волны на просторе», «свободный океан». Это пора неукротимого максимализма, особенно в жажде свободы для всех и во всем: в творчестве, в любви, в политике, в природе. И чтобы как можно быстрее: здесь и сейчас! Свободы общественной поэт ждет, как «любовник молодой минуты верного свиданья». Но мудрое взросление приходит быстро. Ссылки, страдания друзей, равнодушие народа меняют тональность размышлений поэта о свободе: «Храните гордое терпенье,— пишет Александр Сергеевич в послании к декабристам,— не пропадет ваш скорбный труд…» Мудрые слова — «терпенье» и «труд» — теперь стоят рядом с понятием «свобода». И пейзажи в поэзии Пушкина изменяются. Читателю открываются гармоничные картины вечной и безмятежной природы: Я твой — я променял порочный двор Цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубрав, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья. Мы понимаем, что стремление к свободе не может отменить стабильность и вечные ценности. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич с завидным постоянством воспевал прекрасное, самое свободное человеческое чувство - Любовь. Ничто не может ограничить свободу Любви. Но и в этом вопросе Пушкин проявил не лишенный юмора философский подход в сочинении «Кн. Голицыной, посылая ей оду “Вольность”»: Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы И ею сладостно дышал. Но вас я вижу, вам внимаю, И что же?., слабый человек!.. Свободу потеряв навек, Неволю сердцем обожаю. Полную, ничем не ограниченную свободу Пушкин все-таки находит только в творчестве: Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа - Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Аллегорические формы поэзии А С Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Аллегорические формы поэзии А С Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Аллегорические формы поэзии А С Пушкина, Пушкин