А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идеальный образ поэта в стихотворении А Пушкина "Пророк" - сочинение

И ныне есть еще пророки,
Хотя упали алтари,
Их очи ясны и глубоки
Н.Гумилев

     Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоя­щих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли пол­ное и глубокое воплощение в стихах. Видя несовер­шенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова.

     Свое представление об идеальном образе поэта Пуш­кин воплощает в стихотворении «Пророк». Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым пред­шествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к проис­ходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо из­менить. Именно к такому человеку, который «духов­ной жаждою томим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим». Пушкин подробно и деталь­но останавливается на том, как происходит перерож­дение героя в пророка, какой жестокой ценой он при­обретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами на­деляет его «шестикрылый серафим», прикасаясь к нему «перстами легкими, как сон». Но такие осторож­ные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

     Нужно обладать немалым мужеством, чтобы во­брать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоеди­няются и физические мучения.

Й он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои                                

Вложил десницею кровавой.

     Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость, дается ему через страдание. И это не слу­чайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарова­ний, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнива­ется в стихотворении к физическому страданию.

     Может ли поэт стать пророком, обладая, -кроме по­этического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно под­вергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить вели­кую и благородную миссию. Поэтому серафим совер­шает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем». Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И бога глас ко мне воззвал:

























 
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных — она явля­ется могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения наро­да, призывала к борьбе за его свободу. Она поддержи­вала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихо­творении «Арион», воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года. ...В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн — Пловцам я пел... Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гим­ны прежние пою», — заявляет он в стихотворении. В поздних произведениях Пушкина все чаще зву­чат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. На­ступает время подвести итог своей творческой дея­тельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ Рос­сии сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотвор­ный», потому что он всегда был голосом своего наро­да, его пророком. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою ос­новную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснув­шись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идеальный образ поэта в стихотворении А Пушкина "Пророк". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Идеальный образ поэта в стихотворении А Пушкина "Пророк"
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Идеальный образ поэта в стихотворении А Пушкина "Пророк", Пушкин