А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Как развивается тема свободы в лирике А С Пушкина - сочинение


А. С. Пушкин вырос и творчески созрел в период между выступлением А. Н. Радищева и выступлением декабристов 14 декабря 1825 года. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева явилось первым открытым обличением самодержавного крепостнического строя России, первым произведением, вскрывшим всю несправедливость существующего строя. Недаром Екатерина Вторая так отозвалась об авторе: «Автор бунтовщик, опаснее Пугачева!» И действительно, «Путешествие из Петербурга в Москву» разбудило общественную мысль современников и оказало огромное влияние на последующие поколения, в частности на декабристов и А. С. Пушкина.
Все исследователи творчества поэта утверждают, что если он и не был непосредственным участником восстания 14 декабря, то только потому, что в это время находился в ссылке в Михайловском. Все декабристы говорили, что не было среди них человека, который бы не имел или не знал его стихотворений.
Мотивы вольнолюбия проходят через все творчество поэта. А. С. Пушкин, продолжая традиции А. Н. Радищева, создает новую, гражданскую лирику. В своих стихотворениях поэт обличает самодержавно крепостнический строй России, его муза обрушивается на тех социально политических «китов», на которых Россия держалась: самодержавие, крепостное право.
Читая вольнолюбивую лирику А. С. Пушкина, мы видим талант поэта во всем его многообразии. Это стихотворения различных поэтических жанров: и эпиграммы, и ода, и дружеское послание. В 1817–1820 годах всему Петербургу стали широко известны многие эпиграммы молодого поэта, окончившего Царскосельский лицей, вступившего в свет, члена общества «Зеленая лампа», служившего в Коллегии иностранных дел, начинающего чиновника. Эпиграммы были убийственны и далеко выходили за рамки шуток. Так, о правой руке царя, военном министре Аракчееве, он написал: «Всей России притеснитель…», позже о графе Воронцове, наместнике южного края, напишет: «Полуподлец, но есть надежда, что будет полным, наконец». Нужна была недюжинная смелость и совсем не светская точка зрения, чтобы так отнестись к вельможам, а единомыслие с первыми русскими революционерами декабристами, считавшими, что «дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми» (Пестель).
Поэт обличает не только вельмож, но и самого царя. Ода «Вольность» явилась первым публичным обвинением Александра Первого его современником. К тому же поэт обращается не к конкретному царю, а ко всем «тиранам мира»: «Тираны мира! трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!» А. С. Пушкин выступает не столько против царя, сколько против «тирана», узурпировавшего власть. Он выступает пророком, предвещающим смерть тиранам: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу…».

 
Через год после оды «Вольность» родились светлые и благородные строки воззвания поэта к тем, кто вместе с ним понял обман обещаний Александра Первого, кто «под гнетом власти роковой Отчизны внемлет призыванье». Страстно звучит призыв поэта в стихотворении «К Чаадаеву»: «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы». Уже тогда, в первой четверти XIX века, поэт отождествляет представление об Отчизне с понятием свободы, революции, «звезды пленительного счастья», в этом – начало начал гражданской поэзии М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и многих других. В своих произведениях А. С. Пушкин выступает не только борцом против самодержавия, но и противником крепостного права. В стихотворении «Деревня» поэт показал две стороны деревенской жизни, ее природную гармонию и противоречия в жизни людей. С одной стороны: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца». С другой стороны: «Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем от века все влекут». Это трагическая картина, которая вызывает чувства ужаса и негодования, сознания невозможности изменить существующий строй. А. С. Пушкин с горечью восклицает: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» И голос поэта, страстный и уверенный, устремленный в будущее, «умел сердца тревожить». А. С. Пушкин участвовал в формировании взглядов декабристов всей своей поэзией и душой, а после него трагически переживал казнь и каторгу своих друзей. Он остался верен им и себе и сумел, как бы смотря из далекого будущего, верно и четко определить значение их революционного выступления в послании «В Сибирь»: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…». Отвечая на послание поэта, Одоевский писал: «Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя». Сегодня мы понимаем, что пушкинские вольнолюбивые стихотворения, его признание в «Арионе» – «Я гимны прежние пою», его «Анчар» – все это подступы к главной теме всего его творчества – теме взаимоотношений народа и власти, теме крестьянского восстания, русского народа, к которой он обратится в последнее десятилетие творческой деятельности в прозе. Так появятся «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка»… Истинно народный поэт, он имел право сказать о себе: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Как развивается тема свободы в лирике А С Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Как развивается тема свободы в лирике А С Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Как развивается тема свободы в лирике А С Пушкина, Пушкин