Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский, А. Пушкин, Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литературного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним романтизмом, то лирика А. С. Пушкина пережила уже переход от зрелого, полноценного романтизма к критическому реализму. В произведениях обоих поэтов фигурирует типичный для романтизма образ моря, по-разному воспринятый и описанный в зависимости от особенностей творческого видения мира авторов.
О восприятии В. Жуковским образа моря можно судить, опираясь в основном на стихотворение «Море». Поэт олицетворяет водную стихию, наделяет ее человеческими чувствами, страстями:
Ты живо, ты дышишь; тревожною думой, Смятенной любовью наполнено ты...
Образ моря аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора; лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчеркивается многократным повторением местоимения «ты»:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
Море предстает перед читателем страстной стихией, скрывающей свою любовь к небу под покровом таинственного безмолвия. Обманчивость моря — в его скрытом коварстве, двуличии («Обманчив твоей неподвижности вид»). Автор стрит «над бездной», глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки заставляет водную стихию взбунтоваться, открыться, потребовать возвращения небес; море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал.
У А. Пушкина образ моря встречается в нескольких лирических произведениях. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило...», написанном поэтом на корабле в начале южной ссылки, море также показано олицетворенным, но, в отличие от моря Жуковского, оно чуждо автору («угрюмый океан» повторяется в стихотворении трижды). Однако есть и сходные черты: моря «изменчивы», то есть опять же непостоянны, непредсказуемы. Поэт настолько погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, что он не концентрируется на образе моря, а только ощущает свою зависимость от воли морской бездны:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти изменчивых морей...
Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет себе изгнанного поэта.
Наиболее ярко образ моря обрисован Пушкиным в элегии «К морю». Здесь море для автора — безусловный символ свободы, стихотворение даже начинается с перифраза в обращении:
Прощай, свободная стихия!
Образ автора выступает наравне с образом моря, причем оба образа даны в развитии и взаимодействии друг с другом. Как и у Жуковского, у Пушкина много местоимений «ты», и это подчеркивает близость моря и лирического героя как отдельных, самодостаточных и в то же время нужных друг другу личностей. История их отношений представлена во всем своем красочном развитии: сначала сильная привязанность («Могучей страстью очарован, у берегов остался я»), разочарование («О чем жалеть? Один предмет в твоей пустыне мою бы душу поразил») и разлука:
Прощай же, море!
Не забуду Твоей таинственной красы...
Море интересно автору и как хранилище истории, принявшее в свое лоно великих мира сего. В стихотворении появляется образ Наполеона, сосланного на остров Святой Елены; однако внимание поэта больше привлекает образ его творческого кумира периода увлечения романтизмом — выдающегося английского, романтика Дж. Байрона. Имя в стихотворении не называется, но образ певца моря («Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец») очерчен ярко и легко узнаваем. Английский поэт представляется автору близким морю, имеющим с ним много общего:
Он духом создан был твоим,
Как ты, могуч, глубок и значим...
Море — то, что роднит, сближает русского и английского поэтов, приближает Пушкина к его идеалу.
В то же время можно найти и множество черт, присущих морю Жуковского: мощь, глубина, неукротимость; главное же сходство — в осмыслении моря как символа свободы; у Жуковского как поэта раннего романтизма — менее яркого (море лишь свободно в выражении своих чувств). У Пушкина море — законченный образ-символ, а стихотворение «К морю» является одним из наиболее значимых в теме свободы и вольности.
Как выразился В. Белинский: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Раннеромантические традиции лирики В. А. Жуковского нашли отражение в более сложном и многогранном творчестве А. С. Пушкина, ставшем, в свою очередь, неоценимым вкладом в развитие не только русской, но и мировой литературы.
Всю свою сознательную жизнь я читаю стихи Пушкина. Еще в детстве меня поразило стихотворение «Я вас любил». Я не поняла тогда всей глубины и красоты этого произведения, но у меня осталось ощущение яркости и нежности. Конечно, я читала и сказки, и поэму «Руслан и Людмила», но читаю, перечитываю и буду читать до конца жизни три любовных стихотворения...
Сейчас мне семнадцать лет. Я выбираю свой жизненный путь в конце двадцатого века. Именно Пушкин, приподнимая меня над обыденностью, помогает правильно оценивать жизненные коллизии, собственные удачи и промахи. Пушкин дал мне понятия Любви, Красоты, Свободы.
В стихотворении «Я вас любил» поэт, поставив глагол «любить» в прошедшем времени, вроде бы указывает на уход чувства, но мы видим, что Любовь не умирает, меняется только как бы ее форма. Пушкин любил «нежно», «безмолвно, безнадежно» и Испытывал сильные и разнообразные чувства: робость, ревность. Они проходят, жизнь берет свое, остается главное — это чистейшее человеческое чувство признательности за подаренные душевные переживания; благородное и высокое право женщины на выбор любимого. Пушкин сам, будучи абсолютно свободным внутренне человеком, ценит и уважает чужую свободу. Именно поэтому он пишет такие гениальные строки «...как дай вам бог любимой быть другим». Эти пушкинские строки стали для меня самым главным критерием в оценке людей. Если встречающийся мне человек не способен уважать право женщины выбирать любимого, то я понимаю, что это не мои человек. И даже когда я читаю классические или современные; произведения, например повесть Тургенева «Первая любовь», я оценивай поведение героев с позиции Пушкина, и это помогает мне ориентироваться в сложном мире человеческих отношений.
Именно Пушкин заставил меня с интересом отнестись к стихосложению. Я узнала, что стихотворение «Я вас любил» написано ямбом. Он использует способ перекрестной рифмовки, например, «может — тревожит», «безнадежно — нежно». Это обогащает мои представления о русской классической литературе.
Огромное эстетическое удовлетворение я получаю, когда читаю стихотворение «На холмах Грузии». Ведь первая строчка стихотворения необычайной проста, но как же она певуча! Я долго Думала;, почему? Поэт и отличается точным выбором слов и абсолютным слухом. Мне нравится красивый повтор: «печаль моя светла; печаль моя полна тобою». Вроде бы и противоречие: печаль, но светлая. Но, узнав пушкинскую гениальную всеохватность ощущений, я поняла, что именно в любовном чувстве это естественно.
Пушкин умеет быть благодарным за каждое испытанное им чувство, например, «унынье». Именно такое глубокое уважение ко всем сторонам человеческой жизни: страдание, ревность, досада, робость — очень нравится мне и обогащает мою собственную жизнь. Две последние строчки стихотворения вошли в мою память навсегда. Благодаря им для меня открылась жизненная истина, что сердце «не любить не может», что самое страшное на свете — это неспособность любить. Именно Пушкин научил меня любить всем сердцем и быть благодарной любимому человеку за каждый светлый миг, подаренный любовью.
Только с годами осознаешь уникальность каждой человеческой судьбы и огромную роль красоты в жизни. Гений и красавица — А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова — об этой паре спорили, писали{ сплетничали. Даже два таких крупных поэта, две женщины, Ахматова и Цветаева, тоже высказывали свое мнение о Натали, и было это мнение нелестным. Но я ориентируюсь только на самого Пушкина. Его сонет «Мадонна» — это третье стихотворение, которое сопутствует мне в жизни. Начинается оно с отрицания: «не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель». Пушкин противопоставляет пышности старинных картин и восхищению, которое они неминуемо вызовут у публики, свою «простую», полную духовности картину, украшавшую дом поэта. Только Мадонна и Спаситель, так как они вечный символ жизни. Пушкин мечтал и желал обрести спутницу жизни, обладающую небесными чертами Мадонны. Можно не бояться слишком высоких требований, которые Пушкин предъявлял избраннице, ибо он поэт милостью божьей. «Чистейшей прелести чистейший образец» — вот такова характеристика, данная поэтом Наталье Николаевне Гончаровой.
Именно на Пушкина я ориентируюсь постоянно, так как понимаю, что истинная Красота — явление редкое, и оно требует к себе трепетного и высокого подхода. Учиться не завидовать, не принижать, не отпугивать Красоту помогает мне Пушкин. Сонет очень красивый.
Но жизнь не ограничивается только любовными переживаниями, и в жизни Пушкина было много переплетений чувств к разным людям. Уже с лицейских времен поэт очень дорожил дружбой; часто бывали дружеские пирушки, но иногда судьба разводила друзей, и тогда неслись письма в стихах.
Я люблю стихотворение «Пущину». Именно потому, что оно имеет двойную историю: Пущин навестил Пушкина в ссылке в Михайловском. Это было необычайно дорого поэту. Пушкин свое стихотворение, начинающееся словами «Мой первый друг, мой друг бесценный», переслал Пущину в Сибирь на каторгу. Это стихотворение состоит из десяти строк: обращение к самому Пущину в первой строке, затем те эмоции, которые поэт испытал, когда «колокольчик; огласил» «двор уединенный», и в последней части Пушкин молит, святое провидение» о возможности озарить «заточенье» памятью о лицейских днях.
Сейчас, заканчивая лицей, я хотела бы сохранить те же теплые, дружеские отношения со своими сверстниками. И кто знает, может быть, написанное вовремя кем-то из нас письмо или стихотворение поможет в жизни.
Объяснением в любви и дружбе является стихотворение «Няня», к которой поэт обращается так: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» Пушкин, воспитанный на сказках, рассказанных няней, на ее доброте и всепрощении, не мог в своем творчестве обойти ее молчанием. Именно в этом стихотворении чувствуется вся напряженность ожидания близкого человека: «...глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь; тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечастно грудь». Это стихотворение очень нежное и печальное. Судьба няни была всегда ждать и провожать своего воспитанника. Поэт все оттенки человеческих чувств пропускал через себя и выражал их просто и гениально.
Не оставило меня равнодушной стихотворение «Пора, мой друг, пора!». В этом коротком произведении Пушкин формулирует свое восприятие жизни в последние годы: «...на свете счастья нет, но есть покой и воля». Я много размышляла о последних днях жизни поэта. У него была семья, была любовь, но были и ревность, и страдания. У него было признание всей России, но и непонимание поздних произведений друзьями. Понимая все стороны сложной человеческой жизни и себя как одного из проходящих трудный жизненный путь, Пушкин умел грустно и точно передать чувства, присущие каждому человеку. «Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия, а мы с тобой вдвоем предполагаем жить... И глядь — как раз — умрем». На мой взгляд, это не мрачные стихи, именно какой-то философский покой я ощущаю в них.
Я читаю Пушкина... Я взрослею... Я все больше и больше убеждаюсь в том, что. Даже в самые нелегкие дни моей жизни, когда необходимы будут, совет и помощь, я найду и то и другое в творчестве любимого поэта.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Мир пушкинской поэзии. Поищите еще с сайта похожие.