А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА - сочинение




"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное
явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в
каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа,
русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же
чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на
выпуклой поверхности оптического стекла" (Н. В. Гоголь).
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его
заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы,
основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный
художественный мир - целый мир! - создал Пушкин, как прекрасен и
многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой
правды - будь это "Евгений Онегин" или "Сказка о попе и о работнике
его Балде", "Капитанская дочка" или "Буря мглою небо кроет". Каждый из
нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе:
это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать
бесконечно на протяжении всей своей жизни.
"У каждого возраста свой Пушкин" - сказал как-то Самуил Яковлевич
Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к
поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова
открывает для себя что-то новое и неведомое.

Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина
происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают
сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под
"мелодичный голос", заключенный в стихотворном ритме. Выразительно
охарактеризован Белинским пушкинский стих: "Античная пластика и
строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической
рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в
нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот
волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как
кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар
меча в руке богатыря... Если бы мы хотели охарактеризовать стих
Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по преимуществу
поэтический художественный, артистический стих, - этим разгадали бы
тайну пафоса всей поэзии Пушкина...".
Когда ты становишься взрослым, то ты читаешь эти сказки своим детям,
по-новому воспринимая их, но не переставая их любить и дарить эту
любовь своим детям.

А.С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей
няней, Ариной Родионовной. Об этом знают все. Но интерес к сказкам
появляется у Пушкина уже в конце его поэтической деятельности в
тридцатые годы. Из более ранних опытов известен только отрывок "Сказки
о царе Никите и его сорока дочерях", 1822 год. Сказка эта, написанная
на нескромный сюжет, была уничтожена Пушкиным. Сохранился лишь черновик
ее начала, а начало это любопытно только тем, что весь Пушкин уже
употребил тот стихотворный размер, которым написана большая часть его
последних сказок, - четырехстопный хорей.

Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к
народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в
Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их.
С 1827 года он сам начинает писать "в народном вкусе". Сказки Пушкина
не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из
этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть
заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. Выбирая занимательный
сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусу русских народных
сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых
сказок.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и
романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается.
Интересно почему? А потому что они очень народны. В них отражены
эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты:

"Жил старик со старухой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года,
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу."
и
"Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось."
( Сказка о рыбаке и рыбке)
Видно, что жили старик со старухой, и не всегда у них хватало еды:
"Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною тиной.
Он другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою.
Третий раз он закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,..."

Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых
людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и
общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты:

"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
(Сказка о царе Салтане)
Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом:
"И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут,..."
"Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась"
(Сказка о мертвой царевне)

Создается объем большого, светлого, надежного жилища и очень
русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с
лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы
и стол в доме всегда ставили под святыми.
Город на старой Руси также описан в сказках:
"И дивясь перед собой,
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей"

Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них
слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени:
- "И пустили в Окиян"
- "Девицу в живых оставил"
- "Чародея подстрелил"
- "Лебедь тешится моя"
- "Мать и сын идут ко граду"
- "И Ответ держать велит"
- "За морем житье не худо"
- "Не привальный, не жилой"
- "Чуду царь Салтан дивится"
- "Обмерла и окривела"
- "Чудо-чудное завесть"
- "Свет о белке правду бает"
- "При честном при всем народе"
- "Злыми жабами глядят"
- "Молит князь: душа де просит,
Так и тянет и уносит..."
- "У моря искать дичины"
- "Со креста шнурок шелковый"
- "Смотрит - видит дело лихо:
Бьется - лебедь средь зыбей"
- "Молвит он: коль жив я буду"
- "К нам он в гости обещался
А доселе не собрался"
- "С сватьей бабой Бабарихой;"
- "И засеян двор большой
Золотою скорлупой"
- "В нем взыграла ретивое!"
- "...и дух в нем занялся...
Царь слезами залился"
- "Их нашли насилу там"

Все эти строки взяты из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане,
о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди". В других сказках Пушкина безусловно можно
найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с
крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое
богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на
языке таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XX веке, читая
все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его
многообразию, певучести и красоте, а А. С. Пушкину - память в сердце.
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали
человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и
наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей
ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или
поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже,
чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки.
Образно Пушкин показывает чувство сестер царицы и сватьи Бабарихи в
сказке "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди":
"В кухне злится повариха
Плачет у станка ткачиха
И завидуют оне

Государевой жене."
"А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят
Перенять гонца велят"

И добиваются своими злодеяниями результата, устраивающего их:

"Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян - ..."
Тема зависти также прослеживается в "Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях":

"На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальцо в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее."
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!...
"Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать беременной сидела,
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше,
Обойди все царство наше,
Хот весь мир; мне ровной нет
Так ли?" Зеркальцо в ответ:
"А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

А. С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо
комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта,
воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах,
воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы -
великолепно зрим и нагляден в этом отрывке, это необычайный дар
Пушкина так создать образ, что лучше и сказать нельзя.
Ненасытность - как отрицательное качество человека, отразил Пушкин в
"Сказке о рыбаке и рыбке". По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в
сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и началась у старика
беспокойная жизнь:

"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
И разворачиваются события:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись, выпроси уж избу."
Чем дальше в лес, тем больше дров.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой."
Росли запросы у ненасытной старухи, и царицей стала, да оставаться
не пожелала:
"Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И была бы у меня на посылках."
И горьким было разочарование старухи: ненасытность погубила ее.
О жадности, о невыполнении обещаний расскажут нам сказки "Золотой
петушок" и "Сказка о попе и работнике его Балде"
"Жил был славный царь Додон."
"Что и жизнь с такой тревоги!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу."
Получив помощь от великолепного Золотого петушка, царь Додон
благодарит:

"Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит -
"За такое одолженье",
Говорит он в восхищеньи,
"Волю первую твою

 
Я исполню, как мою" Помнит царь об обещаньи, но влюбился старый царь в Шамаханскую царицу и привез ее домой: "Всех приветствует Додон Вдруг в толпе увидел он В сарочинской шапке белой Весь как лебедь поседелый Старый друг его скопец, "А! здорово, мой отец", Молвил царь ему, "что скажешь? Подь поближе; что прикажешь". "Царь", ответствует мудрец, "Разочтемся наконец". Помнишь? за мою услугу Обещался мне как другу Волю первую мою Ты исполнить как свою. Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу..." Крайне царь был изумлен. "Что ты?" старцу молвил он, "Или бес в тебя ввернулся, Или ты с ума рехнулся. Что ты в голову забрал? Я конечно обещал, Но всему же есть граница. И зачем тебе девица?" Вывод дальнейших рассуждений будет в анализе зла и добра. А теперь попробуем посмотреть на жадюгу-попа, к которому Балда нанимается в работники: "Жил был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная, куда. "Что, батька, так рано поднялся, Чего ты взыскался?" Поп ему в ответ: "Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?" Договорились Поп с Балдой об оплате: "В год за три щелка тебе по лбу". Служит Балда исправно: "Время идет и срок уж близенько. По не ест, не пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит." Думы думает поп, "как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить". Ничто не помогло попу. И хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда - счастливое окончание. Наказана была старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке": "Ничего не сказал рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился - Глядь: опять перед ним землянка; На пороге его старуха, А перед нею разбитое корыто." Не сумел уйти от расплаты и поп: "Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризною: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною." Невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей гибели, но и к гибели мудреца: Старичок хотел заспорить, Но с царями плохо вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу: тот упал ничком Да и дух вон. - Вся столица Содрогнулась - А девица Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. Царь тот был встревожен сильно, Усмехнулся ей умильно - Вот - въезжает в город он... Вдруг раздался легкий звон И в глазах у всей столицы Петушок вспорхнул со спицы, К колеснице полетел, И царю не темя сел. Встрепенулся, клюнул в темя И взвился... И в то же время С колесницы пал Додон - Охнул раз - и умер он..." В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая мачеха царица погибла от собственной злобы, узнав, что жива царевна: "В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут тоска ее взяла И царица умерла." Не только в "Сказки о царе Салтане..." зло было не наказано, и ткачиху, и ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху отпустил царь Салтан домой. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках. Если в сказке "О золотом петушке" царь Додон за добро отплатил мудрецу, убив его, то в "Сказке о царе Салтане..." за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть: "И царевичу потом Молвит русским языком: Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе - все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом" И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону хотелось увидеть отца, помогала ему и чудо увидеть и осуществить, тоже помогала. Как прекрасно описана сцена у Пушкина, когда царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын, ведет ее к своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе: "Князь царевну обнимает, К белой груди прижимает И ведет ее скорей К милой матушке своей. Князь ей в ноги, умоляя: "Государыня-родная! Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья: Ты детей благослови Жить в совете и любви". Над главою их покорной Мать с иконой чудотворной Слезы льет и говорит, "Бог вас, дети, наградит". Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели лишь одну цель: заставить царя Салтана посетить "дивный остров" и соединить сердца отца и матери и свое с ними. Его усилия даром не прошли: "Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: "Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда". "К морю сам идет Гвидон, Там царя встречает он С поварихой и ткачихой, С сватьей бабой Бабарихой; В город он повел царя, Ничего не говоря. Показав все чудеса острова царевич Гвидон представляет свою жену царевну Лебедь, а та: И свекровь свою ведет. Царь глядит и узнает... В нем взыграло ретивое! "Что я вижу? что такое? Как!" и дух в нем занялся... Царь слезами залился, Обнимает он царицу И сынка, и молодицу, И садятся все за стол; И веселый пир пошел." О преданности, такой характерной для любящих женщин в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин несколько грустно и печально рассказывает: "Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи, Разболелись глядичи С белой зори до ночи, Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. 8Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Родила царица дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалече, наконец, Воротился царь-отец. На него она взглянул, Тяжелехонько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла." И когда семь богатырей, обнаружив у себя в избе царевну, через некоторый промежуток времени предложили ей выбрать себе мужа, но царевна дает очень лаконичный отказ, оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову: "Ой вы молодцы честные, Братцы вы мои родные", Им царевна говорит: "Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей". Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло: "За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого не спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконец Обратился молодец. "Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне на свете? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей". Ни солнышко, ни месяц не смогли помочь королевичу, и только ветер буйный указал лишь место, где искать царевну: "Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ни чьих следов Вкруг того пустого места В том гробу твоя невеста". И в этой сказке (а в жизни порой так хочется, чтобы это осуществилось наяву) чудо тоже произошло, а самое большое чудо - это любовь Елисея к царевне: "И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами; И качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: "Как же долго я спала!" Достает она из гроба... Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И беседуя приятно, В путь пускается обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!" Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать: "Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе". "Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море" Еще один очень симпатичный, добрый, умный сильный и задорный по характеру персонаж был задуман Пушкиным в роли Балды, мастера на все руки: "Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла у него все пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит. Попадья Балдой ненахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его: тятей;"





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА, Пушкин