А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ТРАГЕДИИ А С ПУШКИНА - сочинение

Еще во время пребывания на юге А. С. Пушкин начал задумываться над причинами, приведшими к поражению народных восстаний как в России, так и на Западе, он стремился понять, почему одни угнетатели лишь сменялись другими. Поэт обратился к истории России, ко времени смут, чтобы в них отыскать причины общественного, социального конфликта своей эпохи.

«Борис Годунов» — это прежде всего социальный конфликт между народом и властью. Еще в первой сцене в диалоге Воротынского и Шуйского появляется образ народа, и для бояр это, безусловно, сила, которой нельзя пренебрегать. Шуйский предлагает:

Давай народ искусно волновать, Пускай они оставят Годунова.

«Народ отвык в нас видеть древню отрасль», — отвечает Воротынский; поэт совершенно четко показывает бессилие бояр, лишенных народной поддержки.

Афанасий Пушкин в разговоре с Басмановым также говорит о народе как о силе:

Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным.

И Борис прекрасно осознает значимость этой силы: Годунов пытается расположить к себе народ, он «отворил им житницы», «сыскал работы», но, убедившись в том, что народ все-таки не любит его, Борис находит этому объяснение:

Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых.

В течение всей трагедии Годунов презрительно называет народ «чернью», часто (особенно ярко это проявилось в монологе «Достиг я высшей власти») говорит о народе: «они», «им», «их», противопоставляя местоимение единственного числа первого лица и местоимение множественного числа третьего лица: «они ж меня, беснуясь, проклинали», «они ж меня пожаром упрекали», «я злато рассыпал им». Автор подчеркивает одиночество царя: Борис оставлен боярами, умирая, он советует сыну доверять Басманову и Шуйскому, не зная, что именно эти люди предадут его.

Основное внимание поэт уделяет нравственным мучениям Бориса — трагедии «несчастной совести». В Годунове борются два человека: цареубийца и справедливый, «добрый государь», ласковый отец и детоубийца.

Борис вступает в спор со своей честью. В кульминационной сцене трагедии Борис делает выбор окончательный: царь не дозволяет открыть святые, по словам патриарха, мощи убиенного царевича Димитрия для спасения русской земли от интервентов, чтобы обезопасить себя, не дать еще одного повода обвинить себя. Кроме социального конфликта в трагедии ясно виден конфликт двух культур: исконно русской и западной, принесенной интервентами. А. С. Пушкин противопоставляет чистому, высокому чувству Ксении расчетливую любовь Марины; искреннюю тягу к знаниям Феодора и образованность самозванца, щеголяющего знаниями латыни; скромному Пимену польского священника, советующего Лжедмитрию лгать народу; да и всему патриархальному устройству русского быта шикарные балы в доме Мнищека.

Таким образом, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» отразилась не только занимавшая автора проблема народа и власти, но и конфликт двух культур, двух стихий, двух цивилизаций.




 
Многие писатели и поэты брали сюжеты для своих произведений из чрезвычайно богатой драматическими коллизиями русской истории. Немало замечательных произведений посвящено событиям спорного и туманного периода — Смуты. Одно из них — трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов». Главный герой трагедии, Борис Годунов, — русский царь, бывший боярин, пришедший к власти в 1598-м году после загадочной смерти царевича Димитрия — последнего из династии Рюриковичей. Обстоятельства гибели младенца столь неясны, что историки до сих пор не пришли к единому мнению о причастности или непричастности к ней Годунова. Н. М. Карамзин, которому А. С. Пушкин посвятил трагедию, считал Бориса организатором убийства, совершившим это кровавое преступление ради захвата власти, и поэт, соответственно, придерживался таких же взглядов. За годы правления Бориса Годунова на Россию обрушились многие беды: частые пожары, страшный двухлетний голод. Как политик, царь отличался миролюбивостью, тактичностью, щедростью. Однако ничто не могло оправдать его, цареубийцу, в глазах народа. Несчастлив Борис был и в семейной жизни: неожиданная смерть жениха дочери, тотчас приписанная молвой царю, сделала царевну «в невестах уж печальной вдовицей». Борис, любя своих детей и заботясь о них, видел свое предназначение в том, чтобы стать главой государства, тем самым обеспечив их благополучное будущее. Однако к власти он1 пришел неправедным путем — через убийство младенца Димитрия, и тяжкая вина за совершенное преступление лежит на нем, лишая покоя, возмущая душу. Неуверенность в завтрашнем дне заставляет его прибегать к помощи колдунов и гадалок, но даже их оптимистичные предсказания не могут заглушить угрызений совести. О своих страданиях Борис Годунов рассказывает в монологе «Достиг я высшей власти...» Как молотком стучит в ушах упрек, И всё тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... Я рад бежать, да некуда... ужасно! Но все-таки свою вину он не осознает полностью: убийство Димитрия он называет на своей совести «единым пятном»: Единое, случайно довелося... Для него совершенное преступление — не тяжкий грех, а лишь возможная причина потери власти. Именно поэтому в кульминационной сцене, когда патриарх предлагает во избежание волнений в народе выставить святые мощи Димитрия, Борис отказывается: для него объявление убитого царевича святым равносильно признанию в убийстве. Таким образом, Борис предпочитает поставить под угрозу благополучие страны, но не признать свою причастность к злодеянию. Между тем истинный убийца царевича общеизвестен: все знают, кто он, и осуждают его поступок. Мудрый летописец Пимен так комментирует избрание Бориса на престол: Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Юродивый Николка, блаженный, олицетворяющий божественное начало на земле, отказывает Борису в молитве: «Нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит», — и тем самым показывает, что Борис проклят. Именно с этой сцены — отвержения Бориса небесами — начинается стремительная развязка трагедии, оканчивающаяся смертью Бориса и его детей и приходом самозванца к власти. Образ Бориса неоднозначен: любящий семьянин и справедливый политик, он совершает чудовищное преступление; затем мучается и страдает, раскаиваясь, но в главной сцене жажда власти побеждает совесть. А. С. Пушкин расценивает финал — смерть Бориса и его детей — как справедливое возмездие за совершенный грех. Образ Бориса Годунова помогает автору полнее и подробнее раскрыть главные идеалы трагедии — чистой совести, ответственности за совершенные поступки — и вывести мораль всей трагедии: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ТРАГЕДИИ А С ПУШКИНА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ТРАГЕДИИ А С ПУШКИНА
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ТРАГЕДИИ А С ПУШКИНА, Пушкин