А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Образ повествователя в структуре романа «Евгений Онегин»
Образ повествователя в структуре романа «Евгений Онегин» - сочинение
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) Пушкин сам поставил себе в заслугу то, что считал главным делом своей творческой жизни: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Так он воспринимал российскую действительность тех лет: «жестокий век». И он сознавал историческую необходимость своей культурно-просветительской миссии. В рукописи значилось: «Вслед Радищеву восславил я свободу». Себя он причислил к политическим преемникам и продолжателям этого первого в России дворянского революционера. После Пушкина такие писатели, как Герцен, Тургенев, Некрасов, Гончаров, Л. Толстой, не раз обращались к вопросу: окончательно ли дворянство в России сыграло свою историческую роль? Или оно еще найдет место в общественной жизни переустроенного государства? Еще «пригодится» народу? Сам Пушкин не дал однозначного ответа. А попытки некоторых пушкинистов создать своего рода реконструкцию его политической системы до сих пор вызывают споры. СЫ'но можно утверждать с уверенностью: Пушкин был крупнейшим, талантливейшим выразителем в искусстве русской дворянской революционности. Именно с этих позиций он оценивал и дворянскую «толпу», и дворянскую «чернь», и патриархальное дворянство, и персонажей романа «Евгений Онегин». Оно было неоднородно, и соответственно не было однозначным отношение Пушкина к Зарецкому, Ленскому, Онегину, Татьяне, Ольге. Главным героям романа противопоставлен Зарецкий. Он — их антипод. Практичный, злоязыкий, распутный, трактирный трибун оттеняет прекраснодушие и беспомощность милого Ленского. Ленский просто не знал, каков Зарецкий и насколько он опасен. Но его знал Онегин и потому позволил себе унизить этого атамана картежной шайки. Вероятно, и Зарецкий догадывался, каков Онегин в деле, когда "его оскорбят. А потому не рискнул дерзить ему в ответ. Зарецкий спровоцировал его принять вызов на дуэль — Онегин дерзко уравнял его как секунданта в деле чести со своим камердинером-французом. И щичего — стерпел Зарецкий: стал с этим честным малым (синоним слуги) толковать об условиях поединка. Хотя внутри у него кипит: «Зарецкий губу закусил». Но не Онегин дал исчерпывающую характеристику Зарецкого. Главный герой Пушкина вообще неразговорчив, отличается странной скрытностью и предпочитает ие излагать своих мнений. И не сам Зарецкий себя характеризует: поэт не доверил этому человеку сомнительной нравственности рассказывать о себе. Вряд ли Зарецкий смог бы отважиться на честные признания о себе. Натянутой выглядела бы попытка раскрыть его внутренний мир в развернутом монологе или искренней исповеди. Как и все другие персонажи, Зарецкий вошел в сюжетное действие романа, сопровождаемый повествователем. Он не участвует в сюжетном действии, и в этом смысле повествователь не является действующим лицом. Но без его участия невозможно собрать воедино, в рамках одного произведения, все те лица, которыми населен художественный мир романа. Образ повествователя органически сочетается со всеми образами романа: при его посредстве и создается художественная система «Евгения Онегина». Повествуя о тех событиях, которые образуют сюжетное действие, оценивая их и всех героев, делая отступления в прошлое, признаваясь в своих симпатиях и антипатиях, обращаясь непосредственно к читателям, повествователь раскрывается как особый характер, без участия которого Пушкин не смог бы столь лаконично и ярко воссоздать в романе энциклопедию русской жизни. У повествователя нет имени, отсутствует его портрет, не сообщаются почти никакие биографические приметы, кроме двух: как и Онегин, он в определенный момент жизни помышлял уехать из России, но в отличие от Онегина он стал поэтом,.он называет иногда себя издателем и обращается к читателям, не скрывая, что считает себя незаурядным знатоком жизни и искусным мастером. Можно было бы принять участие в полуторавековом споре историков литературы: считать ли, что в этом образе Пушкин запечатлел самого себя, создав своего рода автопортрет?. Или видеть в нем обобщение черт лучших представителей русского дворянства — из числа тех, кто тяготел к декабризму или входил в декабристские организации? Но так ли уж необходим этот спор? Ведь обращение к образу повествователя характерно не только для романтиков— прямых предшественников Пушкина в исследовании человеческой души. При посредстве повествователей разного рода создавали свою картину действительности многие художники-сентименталисты, а также самые ранние (еще в XVI—XVII вв.) из западных художников, тяготевших к реализму. Повествование от рассказчика или повествователя давало художникам много «удобств», особенно при раскрытии сложной и противоречивой картины внутренней жизни человека. Кому как не повествователю точнее всех известно то, что творится в его душе? Разумеется, тут очень многое зависит от самого повествователя: человек образованный, одаренный, способный мыслить глубоко и оригинально, он может создать более яркое, широкое и правдивое представление о жизни, нежели человек ограниченный. ["Пушкинский повествователь включен в структуру романа как один из центральных героев. Его характер раскрывается в воспоминаниях, в прямых оценках изображаемого, в исповедях, в размышлениях по поводу важнейших проблем русской жизни и мировой истории, в бесчисленном множестве метких замечаний и обобщений. О человеке можно судить не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он говорит. Так вот, повествователь ее просто описывает то, что видят его герои: оказывается, что видит он глубже, понимает вернее, нежели Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна, ее родители, няня, Зарецкий... Он видит также и то,-чего они не замечают: русскую природу летом, осенью, зимой, весной; бытовые сценки в городе и в деревне. Он вспоминает историю русского театра, ему симпатичны многие драматурги, актеры и режиссеры. Повествователь в романе «Евгений Онегин»—человек необычайного душевного богатства, с острой наблюдательностью, смелый в суждениях. Он может быть необычайно лиричным, а по временам — язвительным. Диапазон доступных ему чувств отличается поразительным богатством.
Он вспоминает прославленные образцы мировой живописи — Диану и Флору в изображении великих итальянских мастеров эпохи Возрождения. На этом фоне возникает особый оттенок в отношении к светским дамам с их обдуманным нарядом. Тщеславные, суетные, склонные к легким интригам — таковы они; повествователь не забывает об этом. Но его поэтическое отношение к ним, несомненно, возвышает их в данный момент. Повествователь и в них видит отблеск прекраоного и вечного. И он прав: ведь и они — такие же матери, как опоэтизированный на протяжении веков образ мадонны; ведь и они возбуждали искреннюю и возвышенную любовь; ведь им посвящены подвиги и художественные творения... Возьмем еще один пример. Четвертая глава начинается так: Чем меньше женщину мы любим, И наслаждаясь не любя. Тем легче нравимся мы ей Но эта важная забава И тем ее вернее губим Достойна старых обезьян Средь обольстительных сетей. Хваленых дедовских времян: Разврат, бывало, хладнокровный Ловласов обветшала слава Наукой славился любовной, Со славой красных каблуков Сам о себе везде трубя И величавых париков. Не правда ли, что-то коробит нас при чтении этой и следующей строфы? Да и «е может не коробить этот расчет в отношениях с женщиной, эта холодность испепеленной, остывшей души. Но ведь обе строфы не взяты в кавычки... Неужели это рассуждения повествователя? Только что мы отмечали его поразительное умение сквозь мелочность и суетность проникать в сущность любых явлений! Только что мы видели, как он и в дамах высшего света умел различить воплощение прекрасного... И вот нам новое рассуждение, от которого бросает в дрожь. Да полно: повествователь ли говорит это? Точно: в третьей от начала строфе повествователь отмежевался от Евгения. Коротко сказано: «Так думал мой Евгений». Далее объяснено: почему он думал именно так, насколько верен этот вывод Онегина из его жизненных наблюдений? Потом следует описание встречи Онегина с Татьяной: она писала ему, признаваясь в любви. Ситуация сложилась примерно такая же, когда Ленский вручил Зарецкому записку с вызовом: Татьяна вручила Онегину в руки записку, от которой зависит репутация, а может быть, и ее жизнь. Онегин ограничился тем, что нашел выход из неприятной ситуации. Но повествователь не ограничился этим. От частного случая он идет далее и рассуждает о том, что из себя представляет дружба в светском обществе. Казалось бы, что может быть выше дружбы — этой особой привязанности между людьми? Поэты с древнейших времен воспевали дружбу. Но в особенных условиях светской жизни дружба приобрела извращенный характер.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Образ повествователя в структуре романа «Евгений Онегин», Пушкин



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. В чем смысл жизни сочинение
  4. Русский язык сочинение
  5. Описание внешности человека сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Если бы я была учителем сочинение
  8. Сочинение для 2 класса
  9. Сочинение на тему наша земля
  10. Сочинение на тему мой класс
  11. Сочинение про войну
  12. Сочинение на тему случай из жизни
  13. Сочинение на тему природа родного края
  14. Сочинение мой день рождения
  15. Правда Луки
  16. Сочинение на тему моя любимая фотография
  17. Сочинение на тему дружба
  18. Сочинение по рассказу пенсне
  19. Бунин холодная осень анализ
  20. Что значит быть интеллигентным человеком?
  Отношение Пушкина к зарецкомуМобильная версия