А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Пистолетный выстрел убивший Пушкина пробудил душу - сочинение


Наследник и продолжатель традиций Пушкина, Лермонтов — гениальный выразитель новой, последекабристской эпохи. Сравнивая лермонтовское творчество с пушкинским, Белинский утверждал: «Да, очевидно, что Лермонтов — поэт,совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем, новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Поэт прожил необычно короткую, даже по меркам XIX в., жизнь. Он был убит, когда ему не исполнилось и 27 лет. Четыре года на глазах изумленных современников развертывалось творчество Лермонтова. Однако эти годы, с 1837 по 1841-й, по праву называют лермонтовским периодом русской литературы. До этого, с 1828 по 1837 г., поэтом было создано свыше 300 стихотворений, 20 поэм, 6 драм, 2 незаконченных романа, и, по сути, ничего не опубликовано: требовательность к себе беспримерная.

История изучения жизни и творчества Лермонтова охватывает почти полуторавековой период. Она восходит к полемике, вызванной появлением в 1840 г. двух прижизненных изданий поэта. Голоса критиков резко разделились. Одни в лице Лермонтова приветствовали появление в русской литературе «сильного и самобытного дарования» (Белинский). Другие видели в нем более или менее даровитого подражателя русским и западным модным образцам (С. П. Шевырев, С. А. Бурачок, Е. Ф. Розен, Ф. В. Булгарин).
Первым наиболее глубоким истолкователем творчества Лермонтова был Белинский, откликнувшийся на указанные издания двумя статьями и несколькими.рецензиями. Сразу по выходе в свет «Героя нашего времени» критик отметил в нем «глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины», знание человеческого сердца и современного общества», «самобытность и оригинальность», образующие «совершенно новый мир искусства». Заканчивая рассмотрение сборника стихотворений Лермонтова, критик заключал: «Он... поэт русский в душе — в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни».

Взгляды Белинского на сущность и значение творчества Лермонтова в новых исторических условиях развили А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Чернышевский первым указал на роль «Героя нашего времени» в формировании принципов и приемов психологического анализа в произведениях Л. Толстого. Добролюбов ценил Лермонтова за гражданский пафос его поэзии, способность «поражать пороки современного общества с тою широтою взгляда, какой до него не обнаруживал ни один из русских поэтов...» (II, 264). Критик полагал, что в своем развитии Лермонтов последовательно шел к сближению с народом.


Символисты начала XX в. (В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский) рассматривали литературное наследие Лермонтова вне связи с конкретно-историческими проблемами, стремясь обнаружить в авторе и его героях символико-мистическое и «сверхчеловеческое» начало. С иных, социально-исторических позиций подходил к лермонтовскому творчеству М. Горький в курсе истории русской литературы, прочитанном в 1909 г. в Каприйской школе. Главное в нем для Горького — «жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь». По его мнению, пессимизм «в Лермонтове — действенное чувство», в котором «ясно звучит презрение к современности и отрицание ее, жажда борьбы...». Итогом дореволюционного этапа в изучении поэта стал содержательный юбилейный сборник «Венок Лермонтову».
Качественно новым этапом в изучении Лермонтова явилось советское литературоведение. Творчество поэта стало поистине всенародным достоянием, раскрываясь в новых гранях своего неисчерпаемого содержания. Этому способствовало широкое издание сочинений Лермонтова, освобожденных от цензурных и иных искажений.

Большую текстологическую работу проделал в 20-е годы Б. М. Эйхенбаум. Ему принадлежит и одно из первых лермонтовских исследований поры — книга «Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки» (Л., 1924), посвященная проблемам поэтики лермонтовского творчества, насыщенная множеством тонких, оригинальных наблюдений, хотя и не свободных от формализма, что объяснялось позициями, на которых стоял тогда ученый.



 
Наиболее актуальными в дальнейшем изучении Лермонтова представляются проблемы его идейно-эстетической эволюции, природы его метода и стиля, своеобразной полифоничности его художественного мышления. Одной из насущных задач является создание научной биографии поэта. Представляется наиболее оправданным выделение в творческой биографии поэта трех периодов: раннего (1828—1832), переходного (1833—1836) и зрелого (1837—1841). Первый характеризуется необычайно ранним формированием Лермонтова как личности, интенсивностью духовной жизни и литературного ученичества. Второй отмечен настойчивыми поисками новых литературных путей — для себя и литературы в целом. В третий, зрелый период Лермонтов синтезирует находки и тенденции двух предыдущих, создает свои вершинные произведения. Раннее творчество: становление художественной системы (1828—1832), Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика. Ранняя лирика поэта поначалу имела подражательный характер. Лермонтов много учится у своих предшественников и современников: Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Веневитинова, Рылеева, Байрона, Шиллера, Гете. Но с самого начала ему свойственно не покорное следование «созвучным» образцам и традициям, а все более крепнувшая тенденция к их переосмыслению. Интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем — все это получает многообразное отражение в ранней лирике поэта, справедливо уподобляемой поэтическому дневнику. В нем при всей его интимности большое место занимает социально-историческая проблематика. Видимо, откликом на поражение декабристов является стихотворение «Новгород» (1830), в котором Лермонтов, как и Пушкин, призывая к мужеству и стойкости, предсказывает неизбежную гибель самодержавной тирании. Юный поэт верит в близкое историческое возмездие: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет...» («Предсказание», 1830). В раздумьях о будущем он видит себя участником жертвенной борьбы за свободу («Настанет день — и миром осужденный...», 1830; «Из Андрея Шенье», 1830—1831). Уже в это время закладываются основы гражданского патриотизма поэта, объединяющего в себе любовь к родине с ненавистью к ее поработителям. «Я родину люблю, и больше многих»,— заявляет поэт («Я видел тень блаженства...», 1831). Он обращается к истории, к борьбе русского народа за свою политическую свободу и национальную независимость, например, в «Отрывке» («Три ночи я провел без сна — в тоске...»), в «Балладе» («В избушке позднею порою...»), посвященных древней Руси, в стихотворении «Два великана» (1832), запечатлевшем в символико-аллегорических образах борьбу русского народа с полчищами Наполеона. Наряду с социально-политическими, гражданско-патркотическими мотивами, у поэта складываются и тенденции иного плана, обусловленные как эпохой, так и его личностью, с ее тяготением к самоуглублению, к нравственно-этическим проблемам. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем («Молитва», «Монолог», 1829; «Мой демон», 1831). В ранней лирике поэта выделяется стихотворение «1831-го июня 11 дня». Оно отличается итоговостью и вместе с тем программностью. Романтическое но содержанию и форме, как и вся ранняя лирика Лермонтова, стихотворение выражает средствами романтической поэтики через развернутую систему антитез «диалектику души» поэта. Но здесь нет замкнутости лирического героя в пределах его внутреннего мира. Мир внешний во всем ему сопутствует, и через романтические образы «просвечивают» реалии эпохи — времени несбывшихся надежд. Сама мысль важна поэту в той мере, в какой помогает постижению мира, когда «боренье дум» переходит в жажду «боренья» жизненного («Так жизнь скучна, когда боренья нет...»). В стихотворении возникают пророческие предчувствия безвременной гибели в столкновении с жестокой и бесчеловечной действительностью («Кровавая меня могила ждет. Могила без молитв и без креста»). Эти романтические прозрения, подкрепленные последующей биографией поэта, обретают особую силу поэтического воздействия. Стихотворение не только многотемно, оно не укладывается в рамки какого-либо одного жанра. В нем сочетаются дневниковая запись, исповедь, философская медитация. Афористически отточенные формулировки чередуются с развернутыми символико-пейзажными картинами, интимные признания сменяются гражданской патетикой и философскими обобщениями. Лермонтов уже в ранней лирике настойчиво «стирал» межжанровые границы. В основе его стихотворений лежит не тематическое или жанровое, а целостно-личностное содержание, отсюда их многогранность, жанрово-тематическая синтетичность.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Пистолетный выстрел убивший Пушкина пробудил душу. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Пистолетный выстрел убивший Пушкина пробудил душу
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Пистолетный выстрел убивший Пушкина пробудил душу, Пушкин