А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Романс в жизни Пушкина - сочинение





Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего
называют не песней, а романсом. Слово романс испанского происхождения.
Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.

Начало расцвета романса первая половина XIX века, период , для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произве
дения : Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX
столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского Корсакова, Рахманинова.
Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах,
пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней. Музыкальные впечатления глубоко отразились в пушкинском творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы о Россини в «Евгении Онегине», пение Лауры в «Каменном госте» и Мери в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке».

Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника.

При жизни Пушкина их было создано около восьмидесяти. Напечатано
шестьдесят (рассеянные по альманахам и редчайшим отделениям изданиям нот пушкинской поры романсы эти были однажды собраны. Они вошли в сборник “Пушкин в романсах и песнях его современников”).

В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало тридцать его современников. Среди них профессиональные композиторы : Верстовский, Алябьев, Геништа, Глинка, Есаулов. Но большинство дилетанты.
На иные стихи писали музыку несколько композиторов. Каждый воспринимал и толковал одно и то же произведение посвоему. Предназначались эти романсы главным образом для домашнего музицирования. В концертах романсы в то время почти не исполнялись. Отсюда простая музыкальная фактура их, доступная любителям вокальная часть небольшой диапозон (полторы октавы, а иногда и того меньше).

Какие же стихи положены на музыку? Кто авторы музыки?

Представим себе лицей, где учился Пушкин. Это закрытое учебное заведение в Царском Селе, в 30 верстах от Петербурга. Мальчики почти нигде не бывают. Водят их, впрочем, в домашний театр графа Толстого, где играют крепостные актеры. Приемные дни, когда к лицеистам приезжают родные, были для них приятным развлечением.

“… Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его ( фрейлина Катерина Павловна Бакунина). Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи ”, вспоминал лицеист С.Д. Комовский. Бакуниной двадцать лет. Пушкину и его товарищам пятнадцать – шестнадцать.
Пушкин хочет выразить чувства свои в стихах. Темы любви он в поэзии еще не касался. И он обращается к поэтическим образцамАнакреону, Державину, Парни. Следуя им, пишет “К живописцу”.

Дитя харит и вдохновения,
В порыве пламенной души
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердце напиши.


Чувство и поэтический голос Пушкина едва пробиваются в этом стихотворении.
“ Эти стихи выражение не одного только его страдавшего сердечка! . . “вспоминал Пущин (он и сам был влюблен в Бакунину так же, как и друг его
Малиновский).

На эти стихи тотчас же отозвались лицеистыкомпозиторы. “К живописцу” очень удачно положено было на ноты лицейским же товарищем Пушкина Яковлевым и постоянно пето до самого выхода из заведения “, вспоминал тот же Комовский. К сожалению, романс этот до нас не дошел. Сохранился романс на эти же слова другого лицейского товарища Пушкина Николая Корсакова.

Поэту шестнадцать лет, композитору пятнадцать. Это единственное известное нам музыкальное произведение Корсакова. Были у него еще два романса на слова Пушкина “К Маше” (“Вчера мне Маша приказала . . .”), написанные семилетней сестре Дельвига, и «К Делии» («О Делия драгая! Спеши моя краса…»). Лицеисты вспоминали, что первый куплет романса «К Делии» на музыку, сочиненную Корсаковым, часто распевался в лицее на два голоса с гитарой. «Наш виртуоз Корсаков, сообщал в письме к родным летом 1816 года товарищ его Горчаков, сочиняет еженедельно «голос», т.е. мотив к куплетам на заданное слово «наших поэтов и нескольких рифмачей», которые читали каждую субботу друг другу свои новые куплеты. «Голоса эти довольно часто ему удаются», признает Горчаков.

Корсаков был одарен в разных искусствах: певец, гитарист, стихотворец, автор прозаических статей. Был он и одним из главных участников в лицейских рукописных журналах, и актером в лицейских спектаклях. Пушкин посвятил Корсакову еще в 1814 году строфу в своем стихотворении «Пирующие студенты»:

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном …



Н. Корсаков

Спустя два года Корсаков уехал в русскую миссию во Флоренцию, где тяжело заболел «грудью» (туберкулезом?). Там он и умер в двадцать лет.
С нежностью вспомнил о нем Пушкин в стихах к «лицейской годовщине» 1825 года («19 октября»). Ссыльный поэт, в деревне, оторванный от друзей, мысленно переносится на «праздник наш», «на пир любви, на сладостное вече», и, словно окидывая взором собравшихся, задает вопрос:

Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

И отвечает:

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

 
Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом. Вернемся к первым , положенным на музыку стихам Пушкина. Известно из воспоминаний, что романс “К живописцу” нравился лицеистам. Его усердно распевали. Композитор сам преподнес Екатерине Бакуниной ноты с надписью на французском языке : “Романс с аккомпанементом фортепиано, посвященный мадемуазель Бакуниной”. Автограф нот отыскался в начале нашего века у потомков Бакуниной. Мелодия романса привлекает непосредственностью. Простой, легко запоминающийся напев иногда игриво изящен. Равномерный аккомпанемент может исполнить и не очень искусный любитель, не на одном фортепиано, но и на гитаре, как и певали в лицее. Стихи “К живописцу” и наивный романс, родившийся в общем настроении влюбленности в Екатерину Бакунину, только скромное “вступление” к прекрасному циклу элегий, уже вполне пушкинских поэтическим совершенством, уже не робких по голосу чувств. Элегии посвящены Бакуниной, в каждой из них, как в интимном дневнике, поэт открывает свою любовь к ней. Первая любовь юноши Пушкина безответна, с печалью, тоской, взрывами отчаяния. Мятущийся дух рвется из оков одиночества. Чистотой чувств светятся юношеские желания. Влюбленный поэт то безмятежно мечтает, то отдается безудержному отчаянию. Мысли о любви сплетаются с мыслью о смерти. Юный поэт делает запись о своих чувствах в дневник 1815 года: «29 ноября Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался, Отрадой тихою, восторгом упивался … И где веселья быстрый день? Промчался лётом провиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!.. Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу ее не видно было! наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, сладкая минута !.. Он пел любовь но был печален глас. Увы! Он знал любви одну лишь муку! Жуковский Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов ах! какое положение, какая мука … Но я был счастлив 5 минут …» Следующее лето Бакунина живет в Царском Селе, а осенью покидает эти места. Пушкин бродит в одиночестве, там, где «милая ходила», тоскует: Уж нет ее … до сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. «Осеннее утро» В октябре 1816 года лицей празднует годовщину своего открытия. На бал, как обычно, приезжает и Бакунина. Встреча не приносит Пушкину радости. Вероятно, он почувствовал на этом балу ее равнодушие, а может быть, понял, что у него есть счастливый соперник. В последний год пребывания Пушкина в лицее в однообразной жизни его появляется радостное событие: старший курс отпускают на зимние каникулы в Петербург. Две недели проводят лицеисты вне стен лицея. Пушкин надеется встретить в Петербурге Бакунину. А может быть и объясниться … Но, увидев ее, он снова понял, что она к нему равнодушна: Минувших дней погаснули мечтанья, И умер глас в бесчувственной струне. Элегия Последним поэтическим произведением Пушкина, рожденным любовью к Екатерине Бакуниной, стало стихотворение «Поэт». Впрочем, отголоски встречаются и в более поздних произведениях поэта: 24 ноября 1817 г. он пишет ей в альбом светский мадригал, 1825 г. упоминает о ней в ранней редакции стихотворения «19 октября». Но и это не все. Пушкин вспоминает о своей ранней юности в «Евгении Онегине». Поэту тридцать лет. С улыбкой описывает он себя юнцом, который «говорить старался басом». И снова возврат к своей первой любви, так же трепетно, как в раннем лирическом дневнике: В те дни … в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы, и любовь Младую взволновала кровь, И я, тоскуя безнадежно, Томясь обманом пылких снов, Везде искал ее следов, Об ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал И счастье тайных мук узнал … ГлаваVIII, строфа II беловой рукописи Кто же была Бакунина? Что представляла она собой? Мы почти ничего не знаем … Была она художницей. Училась живописи у Александра Брюллова, который считал ее очень талантливой. В начале нашего века люди видели еще прекрасный альбом акварельных портретов ее работы, изображающих петербуржцев 30 – 40 годов. Мы знаем, кроме автопортрета Бакуниной, несколько хорошо исполненных ею копий с акварелей Брюллова. Автопортрет говорит о большой одаренности молодой художницы. Ставшее случайно известным упоминание о Бакуниной в одном позднейшем письме приоткрывает благородные свойства ее души. Пишет из Ялуторовска И. И. Пущин своему лицейскому другу Матюшкину. Он благодарит друзей за подарок, присланный ему в Сибирь фортепиано ... А в конце письма пишет: «В последнем письме Лиза мне посылает поклон от Екатерины Павловны Полторацкой, в наше время Бакуниной. Ты, верно, ее видаешь. Скажи ей слово дружбы от меня». Это был февраль 1853 года, конец царствования Николая I, годы особенно реакционные, когда не всякий, даже с оказией, решался высказать симпатию и сочувствие ссыльным.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Романс в жизни Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Романс в жизни Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Романс в жизни Пушкина, Пушкин