А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Стихотворение А С Пушкина «Пророк» (восприятие истолкование оценка) - сочинение




Во все времена проблемы бытия, назначения человека в мире особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и художников слова — поэтов и писателей. Многие замечательные авторы в своем творчестве поднимали и поднимают тему назначения человека, стараются раскрыть личное понимание своего места в жизни. Причем чаще всего проблемы соотношения личности и бытия сопряжены с мучительными переживаниями, искренней болью авторов, поскольку перед ними встают все новые вопросы в процессе творческих открытий. Вопросы, касающиеся места поэта в жизни, назначения поэзии, безусловно, освещены в творчестве русского поэта А.С. Пушкина. На каждом этапе своего творческого пути поэт обязательно затрагивал эти вопросы, старался как можно глубже проникнуть в их суть. Он очень переживал о том, какова именно его роль как поэта на этой земле, слышат ли его читатели, талантливы ли его произведения. Стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году, — глубочайшее по содержанию и сильнейшее по интонациям философское произведение о поэте и поэзии, о назначении истинной поэзии.

В данном случае мы будем говорить об особом произведении, потому что оно построено на библейском сюжете, взятом А.С. Пушкиным из Шестой Книги пророка Исайи. Это существенный момент: автор стихотворения знал и грамотно использовал в своем произведении библейскую символику и славянизмы. Естественно, в тексте присутствует и художественный вымысел, который помогает А.С. Пушкину выражать личную позицию о назначении поэта-пророка в современном мире. Хочу сразу заметить, что сам поэт ценил в человеке творческий дар и понимал серьезную миссию поэта. И эта глубина понимания роли поэта в обществе привела А.С. Пушкина к сопоставлению человека, одаренного свыше поэтическим даром, с образами библейскими, самыми возвышенными: Бога, пророка, шестикрылого ангела — серафима. Конечно, эти слова торжественны и величавы. Произнося их, мне хочется настроиться на определенный лад, на определенную атмосферу «самого высокого напряжения».

Это стихотворение было написано в 1826 году, после печальных событий, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта — декабристами, когда передовые люди России оказались в отчаянии, на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжелую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения «Пророк». Он находится перед нравственно-духовным выбором. Данное произведение имеет сюжет. В его основе лежит описание преображения простого смертного человека в избранника Бога. С появлением шестикрылого серафима, посланного свыше, начинается духовное перерождение человека:
...Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон...

Герой наделяется особыми качествами: такими зоркостью и слухом, которые могли быть свойственны лишь некоторым животным. Благодаря новым качествам поэту открывается весь мир во всем его многообразии форм и звуков. Человек получает особые качества величественного мира природы: зоркость орлицы и мудрость змеи. А еще, что очень важно, серафим избавляет заблудившегося в пустыне неверия человека от его греховной сути. Об этом можно прочитать в строчках:
...И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый...

Да, мы видим и чувствуем, что очищение, освобождение от греха сопряжено с жуткими, нечеловеческими муками, страданиями, физической болью. Только страдание, по мнению А.С. Пушкина, глубоко верующего человека могло привести человека к духовному воскрешению. Вот как об этом пишет поэт:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,


 
И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал... Автор считает, что стать пророком не просто: необходимо познать истину, отрешиться, отстраниться от мук сердечного трепета, от страха, от всего того, что так присуще слабому духом человеку. Быть пророком — удел избранных людей. Лирический герой как избранный Богом наделяется всеми необходимыми качествами пророка, но в какой-то момент пока остается в бездействии, лежит, «как труп». В чем же причина? Ему, видимо, не хватает главного — той важной цели, которую знает только Всевышний. Темой стихотворения «Пророк», о чем говорилось ранее, является тема назначения поэта и поэзии. Тогда будет уместно рассуждать над проблемой: в чем заключается предназначение поэта и поэзии? В данном контексте автор использует поэтическую аллегорию. А читатели ее истолковывают: по-моему, истинный поэт — это человек, наделенный возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишен лжи, а цель его определена самим Богом: ...Глаголом жги сердца людей. Истинный поэт призван своим вещим, пророческим, честным словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Таково высокое предназначение поэта, такова главная идея стихотворения «Пророк». А.С. Пушкин мастерски воплощает свою идею в лаконичных и выразительных строках. Стихотворение написано ямбом, что придает ему чеканное и мужественное звучание. Читателя привлекает язык, которым написано это стихотворение. Большую роль в тексте играет употребление старославянизмов (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу, позволяя автору соединить пространство прошлого с пространством настоящего. А.С. Пушкин намеренно использует частые повторы (обратите внимание на то, что половина строк стихотворения начинается с союза «и»). Повторение усиливает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка. Мастерство поэта сказалось и в удивительно точном подборе эпитетов: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из названных эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку: легкими — легкое прикосновение, мягкое, осторожное; вещий — предвидящий будущее, пророческий; празднословный и лукавый — коварный, хитрый; мудрыя (мудрый) — обладающий большим умом, основанный на знании, опыте; трепетное — взволнованное. В конце стихотворения из уст Бога звучит страстный призыв как воззвание к вновь рожденному поэту-пророку: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Именно в этих строках выражена основная авторская идея, которая с невероятной силой воздействует на читателя. «Глаголом жги сердца людей» — это завет, исполненный поэтом. Наверное, поэтому поэзия А.С. Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном «жги» последней строки. Все пушкинские стихи по-настоящему «жгут» сердца читателей, доходят до самой глубины сердца. Поэт, естественно, выделяется из общей массы людей. Он выше ее. Поэт — избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк», посвященном теме поэта и поэзии. Особенно сильно здесь звучит мотив избранничества. Известный филолог М.О. Гершензон в своем исследовании «Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике» высказал потрясающую мысль, которую я не могу не привести в своем сочинении: «Адам Мицкевич, несомненно, был прав, когда назвал «Пророка» Пушкина его автобиографическим признанием. Недаром в «Пророке» рассказ ведется от первого лица; Пушкин никогда не обманывал. Очевидно, в жизни Пушкина был такой опыт внезапного преображения; да иначе откуда он мог узнать последовательный ход и подробности события, столь редкого, столь необычайного? В его рассказе нет ни одного случайного слова, но каждое строго-деловито, конкретно и точно... Эти удивительные строки надо читать с суеверным вниманием, чтобы не упустить ни одного признака, потому что то же может случиться с каждым из нас, пусть частично, и тогда важно проверить свой опыт по чужому. Показание Пушкина совершенно лично, и вместе вневременно и универсально; он как бы вырезал на медной доске запись о чуде, которое он сам пережил и которое свершается во все века». Лично для меня стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» является одним из самых лучших, сильных, совершенных по стилю творений великого мастера. Хочется неоднократно обращаться к нему, открывая для себя тонкие струны поэтической души любимого русского поэта.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Стихотворение А С Пушкина «Пророк» (восприятие истолкование оценка). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Стихотворение А С Пушкина «Пророк» (восприятие истолкование оценка)
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Стихотворение А С Пушкина «Пророк» (восприятие истолкование оценка), Пушкин