А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творческая жизнь Пушкина уже в годы пребывания в лицее - сочинение


Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, художественному уровню ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии.
На экзамене в 1815 г. Пушкин, прочитавший «Воспоминания в Царском Селе», привел в восторг Дерягина, присутствовавшего среди гостей. Сам Пушкин так рассказывает об этом знаменательном дне его жизни: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...» («Воспоминания». Державин).

В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» сливаются и историческая и современная темы. Пушкин воспевает сынов России, поднявшихся па защиту отечества, их мужество, «их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья»! Уже первые поэтические размышления Пушкина-лицеиста на историческую тему, понимание им исторических событий развивались в русле взглядов прогрессивных кругов дворянской интеллигенции. В «Воспоминаниях в Царском Селе», воздавая честь предыдущему веку, его воинской славе, он не забывает отметить и роль поэта:

Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир...

Пушкин, однако, свое время оценивает более высоко. В сравнительной характеристике двух столетий Пушкин дает положительную оценку Александру I, которая соответствовала отношению прогрессивной части дворянской интеллигенции к царю в эту пору. По окончании войн с Наполеоном в воображении Пушкина возникает картина мирного будущего:

И придут времена спокойствия златые,
Покроет шлемы ржа, и стрелы каленые,
В колчанах скрытые, забудут свой полет;
Счастливый селянин, но зная бурных бед,
По нивам повлечет плуг, миром изощренный;
Суда летучие, торговлей окрипенны,
Кормами рассекут свободный океан...
(«Александру»)

В дальнейшем эта тема сольется с размышлениями, поэта о, «вечном мире», о временах грядущих, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
Идея свободы и борьбы против рабства становится в дальнейшем ведущей в творчестве Пушкина. Слушатель Куницына, Пушкин был убежден в свободе воли человека и исходил из этой имевшей антикрепостническое значение философской идеи. Сочувствие героической и свободолюбивой личности характеризует любое обращение юного Пушкина к истории.



 
Стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815), написанном в античном духе. Пушкин воссоздает в нем картины Рима эпохи упадка. Поэт бичует «льстецов, сенаторов», склоняющихся перед деспотизмом, и ликторов, которые «народ несчастный гонят». Он высказывает твердое убеждение, что государство живет свободой граждан и гибнет от рабства и деспотизма. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Самого поэта вдохновляет образ обличителя Юпенала. «Лицинию» предваряет идейные мотивы и жанровые черты будущей гражданской лирики декабристов. В этой обличительной инвективе охвачены многие мотивы сатирической поэзии конца XVIII в.; они найдут свое отражение и дальше у Пушкина, в «Горе от ума» Грибоедова. Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью. Широкое отражение находят эпикурейские настроения («Пирующие студенты», «К Пущину», «Мое завещание», «Гроб Анакреона») В послании «К Каверину» они получают своего рода философско-этическое обоснование: Все чередой идет определенной. Всему пора, всему свой миг Смешон и ветреный старик, Смешон и юноша степенный. Пока живется нам, живи, Гуляй в мое воспоминанье; Молись и Вакху и любви И черни презирай ревнивое роптанье? Она не ведает, что друящо можно жить С Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом; Что ум высокий можно скрыть Безумной шалости под легким покрывалом. Пушкин и дальше будет соединять с «младостью», с юностью эпитет «безумный» («сижу ль меж юношей безумных»), воплощающий неутолимую жажду жизни, безоглядное упоение ею, ее радостями и весельем. Но в представлении юного поэта радости Вакха и Киприд, веселье, дружба и любовь гармонически сливаются с наслаждениями мысли, высокого ума, под которым понималось тогда свободомыслие, увлечение поэзией. «Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов!» — напишет он год спустя в послании «Жуковскому». Вместе с тем в ряде лицейских стихотворений возникают и элегические мотивы. Настроения грусти, сомнений, разочарования особенно заметны в стихотворениях, написанных в последние годы пребывания в лицее, когда поэт более пристально вглядывается в жизнь. Все же веселье, любовь, дружба — наиболее частые мотивы лицейской лирики. Внимание поэта привлекают и темы искусства («К Батюшкову», «Городок», «Жуковскому») — театра, зодчества, ваяния. Его эстетические интересы широки и многосторонни.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творческая жизнь Пушкина уже в годы пребывания в лицее. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Творческая жизнь Пушкина уже в годы пребывания в лицее
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Творческая жизнь Пушкина уже в годы пребывания в лицее, Пушкин