А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема морали и нравственности - сочинение


Тема морали и нравственности волновала практически всех русских писателей. Обладая развитым нравственным чутьем, все они остро реагировали на жестокую, подчас аморальную жизненную реальность и предлагали способы переделать мир на началах справедливости и добра.

Безусловно, тема нравственности одна из главных и в творчестве А. С. Пушкина. Она присутствует и в лирике, и в поэмах, и в прозе великого поэта, но поскольку наиболее полно, на мой взгляд, нравственные идеалы Пушкина отражены в его лирике 30-х годов XIX века, мы обратимся к ней.

Нравственность Пушкин всегда соотносил с верой в Бога. Высочайшим авторитетом Христа поверялись все его мысли и чувства. Пушкин верит в Бога всегда, даже тогда, когда пытается убедить себя и других в обратном: например, рассказывая Вяземскому о собственном «чистом атеизме» или сочиняя ерническую « Гаврилиаду».

Религиозная тема проходит через все творчество Пушкина. Еще в 1817 году вера была для него высшим нравственным законом, позволяющим человеку не потерять себя перед лицом смерти. Об этом — стихотворение «Безверие»:

Когда, холодной тьмой объемля грозно нас, Завесу вечности колеблет смертный час, Ужасно чувствовать слезы последней муку! И с миром начинать безвестную разлуку! Тогда, беседуя с отвязанной душой, О вера, ты стоишь у двери гробовой...

Потом, уже в зрелом возрасте, Пушкин пишет стихотворение «Странник», где изображен сам процесс поиска и обретения человеком веры, размышляет о нравственном падении Иуды в стихотворении «Как с древа сорвался предатель-ученик...», говорит о ничтожности земных властителей перед лицом нравственной власти Христа в стихотворении «Мирская власть».

Однако вера позднего Пушкина — это не только вера в Бога. Это еще и глубокая вера в традиционные общечеловеческие нравственные идеалы, без осознания которых, по Пушкину, не может состоять личность. И начальный пункт этого осознания — уважение человека к своей семье, к своим предкам, к их роли в истории России:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.

Подобные чувства выражены и в стихотворении «Моя родословная».

Уважение к семье начинается у Пушкина с уважения к женщине, жене. Шедевры пушкинской любовной лирики — это откровения, где говорит «язык сердца», где чувства без остатка растворены в словах:

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

На протяжении всей своей жизни Пушкин воспевал всепобеждающую силу любви. Некоторые произведения Пушкина проникнуты сочетанием любовной темы с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. В любовной лирике Пушкина — упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».

В поздних произведениях Пушкина любовная лирика теряет конкретную адресность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу Женщины, идеалу вечной женственности, недоступной грешным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Такова основная тема сонета «Мадонна». Конкретная женщина, жена поэта, сравнивается в нем с Девой Марией:

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Эти же идеи можно увидеть и в балладе «Жил на свете рыцарь бедный...», и в целом ряде других стихотворений Пушкина.

Тема дружбы в поздней пушкинской лирике тоже базируется на традиционном представлении о ней как о высшей нравственной добродетели. Дружба для людей эпохи 20—30-х годов XIX века — чувство, не поддающееся изменчивому времени, устойчивое к ударам судьбы. Собственно, жизнь многих современников Пушкина была полна практическими примерами подобного отношения к дружбе. Известна, например, ситуация, когда карьерист и блестящий дипломат князь Горчаков в декабре 1825 года предложил, рискуя карьерой и свободой, оформить заграничный паспорт «государственному преступнику» Пущину. Примеры можно множить.



 
Именно таким пониманием дружбы проникнуты стихотворения Пушкина, посвященные друзьям, и прежде всего друзьям-лицеистам. Пушкину абсолютно не важно, кем является в обществе его друг. Это может быть государственный преступник, поэт-единомышленник, дипломат, офицер. И всем им находится место в сердце великого поэта. Бог помочь вам, друзья мои, В заботах жизни, царской службы И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви! Бог помочь вам, друзья мои, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли. Важнейшим этапом нравственного самоопределения было для Пушкина отношение к государству Российскому. Мы можем с уверенностью сказать, что поздний Пушкин был, безусловно пример: приверженцем традиционной монархической идеи. Разделяя в ранней лирике свободолюбивые идеалы декабристов, пережив в середине 20-х годов тяжелый период переосмысления политических позиций, к концу жизни Пушкин пришел к пониманию государства Российского как абсолютной нравственной ценности. И идеалом правителя стал для Пушкина Петр I, монарх, жестокий к своим подданным, но поднявший «на дыбы» Россию, возвысивший ее до уровня передовых европейских держав. Виноватому вину Отпуская, веселится; Кружку пенит с ним одну; И в чело его целует, Светел сердцем и лицом; И прощенье торжествует, Как победу над врагом. Стихотворения Пушкина 30-х годов, посвященные государству Российскому, неоднозначно воспринимались современниками. Особенные нарекания вызывали «Стансы» («В надежде славы и добра...»), «Бородинская годовщина», «Клеветникам России». Пушкин, сравнивая Николая I с Петром Великим, «без боязни» глядит в будущее. А Европе, подавшей в 1830 году голос в защиту восставшей против России Польши, грозит новым 1812-м годом: Вы грозны на словах — попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постели, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Таким консервативно-традиционным, в хорошем, лучшем смысле этого слова, предстает перед нами поздний Пушкин в своих нравственных идеалах. Очевидно, такая позиция позволила духовно развиваться в нелегкой общественной атмосфере 30-х годов XIX века. Вера, уважение к традициям помогли Пушкину осознать собственное «самосостояние», собственную независимость не только от «толпы», «черни», но и от конкретных носителей власти и провозгласить в последних своих стихотворениях высшим нравственным идеалом свободу творческой мысли человека, ту свободу, которую не может отнять ни один тиран: По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторге умиленья. — Вот счастье! вот права... В эпоху, когда повержены прежние идолы, разрушены старые идеалы, а новые еще не родились, нравственными ориентирами для нас должны стать такие великие гении, как Пушкин, Достоевский, Толстой. Читая Пушкина, размышляя над его творением, мы становимся мудрее, чище, светлее, добрее, а душа наша очищается от рабских оков повседневности и обретает крылья.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема морали и нравственности. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Тема морали и нравственности
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Тема морали и нравственности, Пушкин