А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема свободы в творчестве А С Пушкина - сочинение

А.С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной вой­ны 1812 года и перед восстанием декабристов четырнад­цатого декабря 1825 года. Следствием этого явился жиз­неутверждающий пафос его поэзии. 

Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольно­сти святой».

Свобода для поколения десятых-двадцатых годов XIX века — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольный дух дружеского союза, и на­слаждение простором природы, и ощущение поэтичес­кой свободы, свободы творчества.

У Пушкина на протяжении всей его жизни наблю­далась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирическо­го героя.

Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свобо­долюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде «Вольность» 1817 года: Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Увы! Куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы;Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.

Призыв лирического героя к борьбе за свободу слы­шен и в стихотворении 1818 года, обращенном к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение-послание, в котором слыш­ны политические нотки:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

«Как ждет любовник молодой минуты верного сви­данья», ждали все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Бла­годаря им перед читателем вырисовывается картина тя­желого положения родины. В конце стихотворения зву­чит полный оптимизма призыв:
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья!

Образ «звезды», символизирующий в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения России «от самовластья».

В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение «Деревня», направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный По­зор». «Деревня» построена по принципу антитезы: в пер­вой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой пред­ставлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

Здесь барство дикое без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца... Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца.



 
Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное све­тило», написанного в 1820 году: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей... Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К мо­рю» (1824), где море олицетворяет собой абсолютную сво­боду человека — как внутреннюю, так и поэтическую: Прощай, свободная стихия, В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его твор­честве. Следовательно, закономерной является и эволю­ция образа лирического героя. Теперь он тяжело пере­живает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзия­ми, вынес суровый приговор социальному строю, разде­лил общество на владык и послушных рабов. Лиричес­кий герой уверен в том, что достичь гражданской свобо­ды невозможно без чувства внутренней свободы человека. В стихотворении 1828 года «Анчар» поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение тра­гично по существу: В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Даже природа не приемлет «древо яда»: К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. «Но человека человек послал к анчару властным взгля­дом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». «Бедный раб» не протестует против воли влады­ки, который преумножил зло, «напитав ядом свои по­слушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы. С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов». Своеобразный итог своей деятельности Пушкин под­водит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...» (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками — прославление иде­алов свободы: И долго буду тем любезен я народу. Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Следует отметить жанровое многообразие вольнолю­бивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и посла­ния, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт исполь­зует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда — символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения. Мотивы свободы в лирике Пушки­на многообразны и оригинально воплощены в художе­ственной форме стихотворений. Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сы­грали важную роль в общественной жизни того време­ни. Творчество Пушкина повлияло на развитие граж­данской русской поэзии: его дело продолжили М.Ю. Лер­монтов, Н.А. Некрасов и другие поэты.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема свободы в творчестве А С Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Тема свободы в творчестве А С Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Тема свободы в творчестве А С Пушкина, Пушкин