А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Александр Сергеевич Пушкин А С Пушкин о назначении поэта и поэзии (2) - сочинение

В жизни любого поэта наступает период, когда он задумывается, ради чего он пишет, что может сделать для людей, каким должен быть истинный поэт. Со времен Древней Греции в лирике существовало две традиции отношения к задачам поэтического творчества и к тем качествам, которыми должен обладать истинный поэт в отличие от обычного человека. Традиция гражданственной поэзии и поэта-пророка, который будет писать для того, чтобы окружающие становились лучше и совершеннее. И позиция "чистой" поэзии и поэта-лирика, который будет творить только для посвященных и не отвлекаться на "низкие" земные проблемы обычных людей.
В раскрытии этой темы А.С. Пушкин начинает ту традицию русской литературы, которая рассматривает поэтическое творчество как служение Родине, людям. В 1826 году А.С. Пушкин пишет программное стихотворение на эту тему. Этот своеобразный поэти ческий манифест называется "Пророк", и поэт использует для его создания библейский миф о пророке Исайе. В этом стихотворении впервые возникает образ-традиция поэта-пророка в русской литературе, к которому впоследствии будут обращаться М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов. Говоря о тех качествах, которыми должен обладать истинный поэт в отличие от других людей (ими наделяет будущего пророка посланник бога "шестикрылый серафим"), А.С. Пушкин не просто называет нам необыкновенное зрение, тонкий слух, мудрый язык и горящее сердце лирического героя, но и подчеркивает, что эти трансформации - процесс нелегкий и болезненный: "И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык"; "И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул". Но даже этих мучений недостаточно, чтобы стать поэтом-пророком и, как потом напишет А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин", "для звуков жизни не щадить". Нужно еще сформулировать истинную гражданственную цель поэтического творчества. Ее автор вкладывает в уста бога ("И бога глас ко мне воззвал..."). Эти последние строки стихотворения во многом определили не только судьбу самого автора, но и дальнейшее развитие русской поэзии: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей".
"Солнце русской поэзии" выбирает для этого программного стихотворения и соответствующую случаю торжественную форму, заставляющую вспомнить о традициях "высокого стиля" классицизма. В тексте стихотворения использованы старославянизмы и церковнославянизмы, которые придают ему возвышенную окраску ("зеницы", "прозябанье", "гад морских подводный ход", "горний ангелов полет"). Поэт еще не раз обратится к теме поэта-пророка в своем творчестве. Этой проблеме посвящены такие стихотворения А.С. Пушкина, как "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт", "Поэту", "Эхо", "Поэт и толпа". С точки зрения художественной формы интересны как "диалоги" о трудностях поэтического мастерства, так и поэтическое сравнение задач поэта-пророка и эха. В стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом", созданном А.С. Пушкиным в 1824 году, поэт впервые начинает интереснейшую традицию русской литературы: обсуждать трудности поэти ческого творчества с окружающими - издателем, публикой, гражданами и даже фининспектором. В этом произведении, написанном в форме диалога, автор отстаивает право личности на свободу творчества.


 
Поэт в разговоре со своим издателем вспоминает те времена, "когда, надеждами богатый, поэт беспечный, я писал Из вдохновенья, не из платы". С его точки зрения, именно тогда он создавал свои лучшие произведения. Книгопродавец, которому хочется получить новую рукопись поэта, соблазняет его разными "плюсами " нынешней славы. Сначала он говорит о любви и внимании публики к творчеству поэта. Но в ответ лирический герой А.С. Пушкина заявляет: "Блажен, кто про себя таил Души высокие созданья И от людей, как от могил, Не ждал за чувство воздаянья! " Тогда издатель предлагает писать ради успеха у женщин. Но выясняется, что и этот искус поэт уже прошел в своей жизни. Ничего хорошего из этого не получилось, так как "Она отвергла заклинанья, Мольбы, тоску души моей: Земных восторгов излиянья, Как божеству, не нужно ей!.." На вопрос, что же теперь является стимулом для его творчества, поэт отвечает, что он выбирает свободу. И здесь впервые в русской литературе А.С. Пушкин вводит в тему поэта и поэзии тему денег, оплаты за творчество. Издатель убеждает поэта, что как бы тот ни мечтал о свободе, ему все равно придется заботиться о хлебе насущном, поэтому он будет вынужден продавать свои произведения и зависеть от воли критики и публики: "Наш век - торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет". "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", - заявляет он поэту. А.С. Пушкин, много размышлявший об этой вечной дилемме всех поэтов и сам попытавшийся жить на доходы от своих произведений, признает правоту книготорговца. Его лирический герой в стихотворении, переходя со стихов на "презренную прозу", сдается под натиском аргументов оппонента и произносит: "Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся". Стихотворение А.С. Пушкина "Эхо", появившееся в 1831 году, представляет собой развернутое сравнение, в котором роль эха в природе сравнивается с ролью поэта в обществе: как эхо откликается на каждый звук в природе, так и поэт должен откликаться на события, происходящие в обществе ("На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг... И шлешь ответ..."). Это стихотворение интересно еще и тем, что у оптимистичного и почти всегда полного надежд А.С. Пушкина впервые "прорывается" чувство неудовлетворенности и досады потому, что он не знает истинного отношения окружающих к себе и своему поэтическому творчеству: "Тебе ж нет отзыва. Таков и ты, поэт!" В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанном в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта на дуэли, Пушкин использует хорошо знакомый с античных времен сюжет о прижизненном памятнике, который ставили наиболее выдающимся деятелям древнего мира. Эпиграф этого произведения взят из стихотворения Горация, известны стихотворения на этот сюжет, созданные до А.С. Пушкина М.В. Ломоносовым и Г.Р. Державиным. Автор, переосмысливая старинный и хорошо известный сюжет, пишет не о материальном памятнике, а о памяти народной, которая, по его мнению, долговечнее любого железа или камня: "И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит". Такой памятник "нерукотворный" "Вознесся выше ... главою непокорной" даже Александрийского столпа, который во времена Пушкина был самой высокой точкой Петербурга. Оценивая заслуги своего поэтического творчества, А.С. Пушкин видит их в том, что "чувства добрые ... лирой пробуждал", то есть воспитывал благородные и высокие чувства в душах людей. Второй своей заслугой автор считает, "что в ... жестокий век восславил ... свободу", и, действительно, свобода была основной темой его творчества на протяжении всей его жизни. По мнению автора, его будут помнить и за то, что он "милость к падшим призывал ", то есть писал о сострадании к униженным и оскорбленным. Этим необычным поворотом традиционной темы подводит поэт итог всего сделанного им в его творческой жизни. Таковы поэтические размышления А.С. Пушкина, в которых появляется и прочно входит в русскую литературную традицию образ поэта-пророка, который должен "глаголом жечь сердца людей ", то есть воспитывать в них "добрые чувства" и формулировать благородные мысли в их сознании. В дальнейшем эта традиция, заложенная им, будет продолжена в творчестве таких авторов, как М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Александр Сергеевич Пушкин А С Пушкин о назначении поэта и поэзии (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Александр Сергеевич Пушкин А С Пушкин о назначении поэта и поэзии (2)
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Александр Сергеевич Пушкин А С Пушкин о назначении поэта и поэзии (2), Пушкин