А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ А С ПУШКИНА (II вариант) - сочинение

Человеческая жизнь — это путь. Он не бывает прямым и ровным. За поворотом следует поворот. А за поворотами множество неожиданностей. Преграды и трудности сменяют друг друга с головокружительной быстротой. А ты все идешь, идешь. Преодолев одно препятствие, встречаешь новое. На редких остановках оглядываешься на уже пройденный отрезок пути и вновь устремляешь взор вперед, к желанной цели. Она — там... Вершина, до которой еще предстоит добраться. Она хорошо видна. И немного уже осталось... А потом, когда она будет покорена? За ней взору откроются новые... И ты снова в пути.

Идеалы — вершины, ориентируясь на которые мы идем по жизни. Это вершины, к которым мы стремимся. Существуют разные идеалы. Идеалы, которые каждый выбирает себе сам. Общечеловеческие идеалы. Идеалы, общие для каждого народа. Последним для России является Пушкин. Он в нашем чувстве Родины, в нашей любви к «родному пепелищу», родному языку, «преданьям простонародной старины». Его любовь и ненависть его идеалы живут в нас, переданные нам предками по наследству. Живут, когда мы этого не осознаем.

Любовь и тайная свобода 
Внушали сердцу гимн простой, 
И неподкупный голос мой 
Был это русского народа.

Нравственные идеалы А. С. Пушкина менялись с годами. Жизнь воспринимается повзрослевшим поэтом иначе, чем в юном возрасте. В стихотворении «Вначале жизни школу помню я...», написанном в 1830 году, он вспоминает уроки «величавой жены», на которых он не отличался особой прилежностью и вниманием:

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,

Я про себя превратно толковал

Понятный смысл правдивых разговоров.

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственных порфирных скал.

Там нежила меня прохлада;

Я предавал мечтам свой юный ум,

И праздно мыслить было мне отрада.

Не слушая «ее советов и укоров», он предпочитал понятным, спокойным, мудрым беседам прогулки в мраке «чужого сада», святыне предпочитал кумиров.

Другие два чудесные творенья

Влекли меня волшебною красой:

То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой —

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал —

Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Наслаждение жизни, страсть, гордые мечты — все это теперь поэт называет кумирами, идеалами, на которые он променял истинный идеал.

Безвестных наслаждений темный голод 
Меня терзал — уныние и лень 
Меня сковали — тщетно был я молод. 
Средь отроков я молча целый день 
Бродил угрюмый — всё кумиры сада 
На душу мне свою бросали тень.

Это стихотворение более позднего периода. Идеалы Пушкина в самом начале его жизненного пути иные. Тогда, в годы лицейской молодости, жизнь для него была шумным пиром, изредка прерываемым наставниками.

Кубок янтарный

Полон давно —

Пеной угарной

Блещет вино.

Света дороже

Сердцу оно;

Но за кого же

Выпью вино?..

...Пейте за радость

Юной любви —

Скроется младость,

Дети мои —

Кубок янтарный

Полон давно.

Я — благодарный —

Пью за вино.

Это философия юной жизни. Хотя вряд ли можно отнести это стихотворение к философской лирике, решающей извечные проблемы бытия. Это гимн. Гимн молодости, радости, веселью. Только один раз жизни человек бывает молодым. И этот момент нельзя упустить. Чаша наслаждений должна быть испита до дна.

До капли наслажденье пей,  
Живи беспечен, равнодушен! 
Мгновенью жизни будь послушен, 
Будь молод в юности твоей!

По окончании обучения в лицее для Пушкина начинается новый этап в его жизни и творчестве. Лицеисты прощаются с прежней беспечной жизнью. Теперь каждому суждено пойти своей дорогой. Пушкин к этому моменту окончательно определяется в выборе пути. В 1817 году в альбом Илличевскому он пишет:

Ах! ведает мой добрый гений, 
Что предпочел бы я скорей 
Бессмертию души моей 
Бессмертие стихотворений.

Он поэт. Он посвящает себя поэзии. В этом состоит его призвание. А идеал человеческой жизни Пушкин видит в гармонии человеческого призвания и судьбы. Гармония эта существует только тогда, когда человек находится в жизни на своем месте, делает то, к чему имеет талант и охоту. Он поэт. Поэт в России, как известно, всегда «больше, чем поэт». Он пророк. Дар пророчества дан ему Богом. Дар особого видения происходящего вокруг. Дар видеть и изобличать людские пороки. И звать за собой к прекрасному идеалу:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 
Исполнись волею моей, 
И, обходя моря и земли, 
Глаголом  жги сердца людей.

Он призван служить музе поэзии. Только она, держет указывать ему путь. Мнение толпы не должно его интересовать. Он должен быть свободен.

Теперь, оставя шумный свет,

И музу, и ветреную моду,

Что ж изберете вы? 
Поэт

Свободу.

Вне зависимости от того, кто сидит на троне, поэт должен быть свободен и честен.



 
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум!.. В 1828 году поэт пишет, определяя свой долг гражданина и поэта: Веда стране, где раб иль льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. Человек должен жить жизнью, для которой создан. Поэт, выбираясь из шумного города в мир природы, попадает в идеальные условия для творческой жизни. В этом естественном мире человек чувствует себя частью природы. Все ежедневные проблемы кажутся мелочными, ничтожными. Они отходят на второй план, уступая место истинному и вечному. И забываю мир — ив сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. ...Поэт. Певец... Певец счастья, жизни, свободы. Свобода — одна из основных тем послелицейского творчества Пушкина. Это идеал, воспеваемый поэтом. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! — пишет Пушкин в стихотворении 1824 года «К морю». Эта непокорная, грозная, могучая, неукротимая стихия пленяет помыслы поэта. Она не терпит ничьей власти. Люди не в силах подчинить ее себе, обуздать ее порывы. Она свободна. Она живет по своим вечным законам. И «скучный, неподвижный брег», где всюду «на страже уж просвещенье иль тиран», не сравнится с морской стихией, чей образ «могущ, глубок и мрачен» и «ничем не укротим». Эта стихия живет и внутри поэта. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Но в этой бушующей стихии жизни, в этом неспокойном, непостоянном мире, по мнению Пушкина, обязательно должен быть спасительный остров. Это очаг, вечно теплый и родной, к которому можно всегда прийти и согреться. Для Пушкина источником этого тепла являются человеческие отношения, важнейшие из которых — любовь и дружба. Этому убеждению поэт остается верен на протяжении всей своей жизни. Хотя представление об их идеале меняется с годами. В юные годы жизнь для Пушкина — шумный праздник. И друзья — друзья в шумном веселье: Друзья, досужий час настал; Все тихо, все в покое; Скорее скатерть и бокал! Сюда, вино златое!.. ...Товарищ милый, друг прямой, Тряхнем рукою руку, Оставим в чаше круговой Педантам сродну скуку: Не в первый раз мы вместе пьем, Нередко и бранимся, Но чащу дружества нальем — И тотчас помиримся. И кажется, что так будет всегда. Но годы идут. Пути лицеистов расходятся. Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум — так описывает этот период своей жизни и жизни своих лицейских приятелей Пушкин в стихотворении «Товарищам» в 1817 году. Их пути разошлись. Но они сохранили верность своей дружбе. Дружбе, из-за которой «станут самые цари завидовать студентам». Их встречи стали реже. Но сама мысль о том, что есть люди, которые тебя помнят и любят, помогает жить. Общее прошлое, общее настоящее делает их современниками. Взаимопонимание, любовь, преданность друг другу делают их друзьями. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Любовь — еще одно прекрасное и святое чувство. Она открывает в человеке самые прекрасные стороны. Она не судит. Она дает крылья и зовет за собой. Она возвращает к жизни остывшие сердца. И сердце вновь горит и любит — Оттого, что не любить оно не может. Это искреннее, прекрасное чувство, подвигающее человека на самопожертвование. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Любовь, дружба... Это основа всего. На них должна быть построена семья. Даруй ты мне беспечность и смиренье, Даруй ты мне терпенье вновь и вновь, Спокойный сон, в супруге уверенье, В семействе мир и к ближнему любовь! Любовь заставляет вращаться мир. Деньги могут дать лишь власть. Что неподвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу, — говорит барон, собравший за свою жизнь богатств достаточно, чтоб заставить царей мира поклоняться ему. Однако никакие злодеяния не могут принести действительной пользы. Даже совершивший их наслаждается лишь временной победой. Никакие цели не оправдывают ужасных средств: ...Гений и злодейство. Две вещи несовместные. На открытии памятника А. С. Пушкину Ф. М. Достоевский сказал, что своего счастья не построить человеку на чужом горе. Никакие «нечистые» богатства не принесут счастья и спокойствия. А конец отношений, основанных на корысти, трагичен. В конце своей жизни А. С. Пушкин все больше и больше размышляет над смыслом своего существования. Все чаще оглядываясь назад, на свое прошлое, он пытается понять, зачем он здесь. Что ждет его в будущем? Как нужно прожить эту жизнь? Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Ничто в жизни не вечно. Все проходит. Кончится когда-то и сама жизнь. Пока жив человек, он должен радоваться жизни. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. Но радости, спокойствия в жизни не будет, если неспокойно на сердце. Если воспоминание о чем-то темном и ужасном тревожит человека. Б. Франклин сказал: «Если хочешь спать спокойно, возьми с собой в постель чистую совесть». По мнению Пушкина, жизнь в согласии со своей совестью — идеальная жизнь. Пусть жизнь полна трудностей. Когда спокойно на душе, можно пройти через любые испытания и выстоять: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Нравственные идеалы А. С. Пушкина менялись с годами. Изменялись с возрастом ценности, коим поэт придавал в своей жизни значение. Достигнутые вершины сменялись новыми. До тех пор, пока не появилась в России одна особая вершина с именем Пушкина. Она появилась, и появилась еще одна цель у только начинающих свой путь... Она— там...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ А С ПУШКИНА (II вариант). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ А С ПУШКИНА (II вариант)
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ А С ПУШКИНА (II вариант), Пушкин