А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Служение Отчизне и патриотизм в лирике Пушкина - сочинение


Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри. Не выдерживая испытания временем, рушились вековые устои самодержавия, Захватническая внешняя политика царя хоть в какой-то мере должна была затушевать класовые противоречия, отвести взгляд здравомыслящего .человека от проблем внутренних, разжечь в каждом чувство национализма…

Россия превращалась в «жандарма Европы», сама задыхаясь под властью тирана.

    * Увы! куда ни брошу взор
    * Везде бичи, везде железы,
    * Законов гибельный позор,
    * Неволи немощные слезы.
    * Это - ода «Вольность» А. С. Пушкина.

Но не только пессимизмом веет от этого произведения поэта. Оно призывает и к борьбе: «Восстаньте, падшие рабы!» Стихотворение «К Чаадаеву»:   -   философские  раздумья  молодого человека,   который   должен   сделать   выбор   в жизни. Выбор этот приходилось делать каждому,   избирая  дорогу   «народного   заступника» или дорогу «раба».  Рылеев,  Пестель, Кюхельбекер, Чаадаев, Пушкин выбрали первый путь: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… А.  С. Пушкин утверждает и проповедует не уход от борьбы, не пассивную романтику со стонами, вздохами, а битву за светлое будущее Отчизны:

Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. «Минута вольности святой» - разве ради этого не стоит жить?! Верой в грядущее счастье народов  России пронизаны  последние строки этого послания:

    * Товарищ, верь: взойдет она,
    * Звезда пленительного счастья.
    * Россия вспрянет ото сна,
    * И на обломках самовластья
    * Напишут наши имена!

Гимн свободе, прозвучавший здесь, утверждает еще и необходимость посвятить всего себя борьбе. Когда все люди осознают эту необходимость,   только   тогда  они   сумеют искоренить «барство дикое», которое «без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».


 
* Пока свободою горим, * Пока сердца для чести живы, * Мой друг, отчизне посвятим * Души прекрасные порывы! * призывает поэт. В стихотворении «Деревня» поэт использует антитезу, с помощью которой он противопоставляет красоту русской природы суровой правде жизни. Этим он добивается такого реального изображения «невежества», что становится страшно и горько видеть язвы на теле Родины: * Здесь девы юные цветут * Для прихоти бесчувственной злодея… Злые языки обвиняли поэта в отсутствии патриотизма. Да, действительно, патриотизм поэта - это не восхваление самодержавия и царской семьи, не восхваление внешнеполитической деятельности царизма, не преклонение перед «либерализмом» бюрократического аппарата государства. Он бичует и обличает все это. Это патриотизм, который разовьет М. Ю. Лермонтов в своих произведениях «Прощай, немытая Россия!», «Родина» и других. А. С. Пушкин никогда не боялся высказывать такие мысли, от которых у царя и его сановников «ползали мурашки по телу»: Мы добрых граждан позабавим ,И у позорного столпа Кишкой последнего попа Последнего царя удавим. На вопрос Николая I, где был бы поэт 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, Пушкин ответил: «С друзьями», то есть с декабристами, на Сенатской площади. Служение Отчизне - эту идею поэт пронес через всю жизнь. В эпоху махровой реакции, последовавшей за разгромом восстания 1825 года, он находит в себе силы заявить: «Я гимны прежние пою…» В послании «В Сибирь» поэт пишет о благородном поприще своих товарищей: * Во глубине сибирских руд * Храните гордое терпенье, * Не пропадет ваш скорбный труд * И дум высокое стремленье, Поэт верит, что одиночество его не вечно, справедливость восторжествует и он снова увидит своих друзей на свободе. Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти. Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин обращается к Николаю I, только что -взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресованной в свое время Г.Державиным Екатерине II. Нужно обладать смелостью и огромным талантом, чтобы поучать монарха. Но все же Пушкин идет и на некоторый моральный компромисс, проводя параллель между «мятежами и казнями» «начала славных дней Петра» и кровавым завершением восстания декабристов, где большинство пострадавших были близкими поэту людьми. Как объяснить этот компромисс? Во-первых, А. С. Пушкин был истинным сыном своей монархической эпохи. Он верит в «рабство, падшее по манию царя». Во-вторых, поэт, ставя столь высокую планку Николаю I, желает смягчить участь своих друзей, внушив монарху, что можно «правдой привлечь сердца» и «нравы укротить наукой». Александр Пушкин мечтает видеть на троне мудрого царя. Образованный и совестливый самодержец - идеал русского народа. Однако продолжались гонения на свободомыслящих людей. И не все выдерживали. Некоторые гнули спины под все ожесточающимся напором реакции, другие, замаливая «грехи молодости», переходили в лагерь царизма. Но неколебимо высилась фигура гиганта - фигура Пушкина. Он был одним из немногих, кто продолжал петь песнь Свободе, Равенству и Братству.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Служение Отчизне и патриотизм в лирике Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Служение Отчизне и патриотизм в лирике Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Служение Отчизне и патриотизм в лирике Пушкина, Пушкин