А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Путешествие из Петербурга в Москву» А Н Радищева 2 - сочинение


Восьмого сентября 1790 года в Санкт-Петербургское губернское правление был доставлен секретный арестант Петропавловской крепости Александр Радищев. Здесь больному узнику объявили указ о замене ранее вынесенного смертного приговора ссылкой в далекий сибирский острог Илимск «на десятилетнее безысходное пребывание». Вечером того же дня он узнал, что его немедленно отправляют «за крепчайшею стражей» в Новгород. Оттуда через Москву, Казань, Иркутск - к месту ссылки. Радищева вывели из губернского правления. У подъезда ждала кибитка, на которой предстояло совершить путешествие по принуждению. Чиновники спешили исполнить приказ императрицы. Они не позволили ссыльному проститься с родными, не дали возможности собраться в дальний путь, запастись теплой одеждой. Радищева отправляли в легком платье, в каком он был арестован 30 июня 1790 года, А тут неожиданно ударили ранние сентябрьские заморозки. Кто-то из стражи, сообразив, что легко одетый и больной арестант не доедет и до Новгорода, снял с плеч сторожа губернского правления тулуп и отдал его Радищеву.

У кибитки собралась толпа. С любопытством смотрели горожане на преступника из «благородных» в кандалах. Те, что были посмелее, подходили ближе, желая получше разглядеть эту «редкую птицу» (так, по словам Радищева, насыпали его простые люди во время пути в Сибирь), высказывали сочувствие, жалость. Мягко улыбаясь, Радищев, (ггпечая на вопросы, сказал: «Блаженны изгнаны правды ради». Стражники усадили Радищева в кибитку, лошади с места пошли рысью. Начиналась трудная дорога - предстояло проехать почти через всю Россию: от Петербурга до Илимска считали 6788 верст.

Ссылка подводила итог прожитой жизни, смыслом которой было создание книги, названной им «Путешествие из 1Кчтрбурга в Москву».  Как же была написана осужденная самодержавием революционная книга? Каково содержание  книги, которая запомнилась России навечно? Какую жизнь прожил человек, создавший ее? Так начался новый, петербургский период жизни Радищева. На берегу Невы, против угрюмой каменной громады Петропавловской крепости, среди одноэтажных домов, огороженных ветхими заборами, одиноко возвышался Зимний дворец, только что построенный по проекту архитектора Растрелли. Это - резиденция русских царей. Рядом, у самого устья Зимней канавки, в полуразрушенном доме,- Пажеский, ее величества корпус.

Несколько десятков юношей знатного происхождения готовились здесь к придворной службе. Они изучали иностранные языки (французский и немецкий), артиллерию, географию и фортификацию (военно-инженерное дело), механику и танцы, алгебру и фехтование, геральдику (особо важная для пажей наука о дворянских гербах и родословных) и «науку составления коротких комплиментов, по вкусу придворному учрежденных». В обязанности пажа входили и дежурства в Зимнем дворце при особах императорской фамилии. В корпусе Радищев подружился с Алексеем Кутузовым. Их поселили в одной комнате. После занятий, утомлявших своей пустотой, после долгих дежурств во дворце, оказавшись вместе, они делились впечатлениями об увиденном и услышанном. В свободное от занятий и дежурств время они гуляли по городу, знакомились с его достопримечательностями, посещали книжные лавки. В них продавались русские книги и произведения английских, немецких и французских авторов. Знание французского языка позволило Радищеву познакомиться с новым философским и общественным учением, которое именно в 1760-е годы широко распространялось в различных странах Западной Европы, дошло и до Петербурга.


 
Новое учение было учением о человеке. Французские философы и поэты, историки и писатели повели борьбу за человека, за его свободу и независимость, за его права и счастье. В ту эпоху в феодальных государствах Европы общество было разделено на сословия дворян и крестьян. Дворяне объявлялись «благородными», они обладали правами и властью. Крестьян же презрительно называли «подлым народом», лишали всяких прав, на основании законов их заставляли работать на помещиков-дворян. Разделение на богатых и бедных, рабов и господ освящалось религией, благословлялось церковью, охранялось могущественной властью монархов. И вот всему этому многовековому строю жизни была объявлена война: Монтескье и Вольтер, Руссо и Гельвеций, Гольбах и Дидро и многие писатели и философы Франции, ученые и публицисты обрушились на деспотизм монархов и паразитизм дворянства, на феодальный строй, объявив его учреждения и законы, религию и мораль неразумными. Понятия же «дворянин» и «крестьянин», «ремесленник» и «купец» ничего не определяют в нравственном достоинстве, ибо каждый, прежде всего - человек. А каждый человек отличается от другого своей индивидуальностью, своей личностью, своими способностями, своим характером: он может быть глупым или умным, смелым или трусом, благородным или подлым, ленивым, равнодушным или отзывчивым, жестоким или добрым. Но человека воспитывают не только книги и люди! а и законы, определяющие его жизнь в обществе. Если люди плохи, то, значит, виноваты законы, и их следует заменить хорошими. Законы, созданные по нормам разума, учили энциклопедисты, изменят нравы, люди будут исправляться, пороки исчезать. Так наука о человеке связывалась с наукой о государственном правлении. Монарх, издающий законы, должен овладеть этой наукой. Поскольку до сих пор везде издаются плохие законы, значит, монархи, так же как и другие люди, испорчены, им неизвестна истина, и потому их следует просветить. Так родилась политическая концепция просветителей - просвещенный абсолютизм. Французские просветители выражали интересы всего народа. Но сами они боялись революционной энергии народа. Одним из глубоких заблуждений просветителей была их вера в мирный путь социальных преобразований, их надежда, что удастся найти монарха, который станет издавать справедливые законы, основываясь на их учении о правах человека. Эта вера заставляла искать контактов с европейскими монархами. Вольтер сблизился сначала с прусским королем Фридрихом II, а затем с русской императрицей Екатериной II. Вслед за ним с Екатериной установил тесные связи Дидро. Монархи заигрывали с просветителями, используя их славу для укрепления своего авторитета, обещали следовать их советам и жестоко обманывали своих советчиков. В первый же год своего царствования Екатерина II ступает в переписку с Вольтером, Д’Аламбером, Дидро и Гриммом. Узнар о преследовании энциклопедистов во Франции, Екатерина выражает готовность продолжить издание крамольной «Энциклопедии» в России. Она находит повод оказать щедрую материальную поддержку Дидро, когда ему оказались нужны деньги для продолжения печатания этого издания. На юридический факультет лучшего немецкого университета Радищев был зачислен в феврале 1767 года, в возрасте семнадцати лет. Действуя «по собственному произволению», он, помимо юридических наук, изучал литературу, естественные науки, слушал лекции на медицинском фнкультете. Университет дал ему отличные знания, помог овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками. Чтобы напечатать революционную книгу, Радищев купил у московского книгоиздателя печатный станок и установил его в своем доме на Грязной улице. Так была открыта первая в России вольная типография. Книгу набирал сослуживец Радищева по таможне - Богомолов. Корректуру держал сам автор. Печатание начали в январе 1790 года и закончили в мае. Напечатано было 640-650 экземпляров. Тогда же были переданы первые 25 экземпляров для продажи купцу Зотову, торговавшему книгами в Гостином дворе по Суконной линии, Е лавках № 15 и 16. (На следствии Зотов показал, что Радищев дал ему не 25, а 50 книг.) Через несколько дней книги были распроданы. Несколько экземпляров Радищев разослал знакомым и друзьям. Среди других «Путешествие» получил Державин.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Путешествие из Петербурга в Москву» А Н Радищева 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Радищев > «Путешествие из Петербурга в Москву» А Н Радищева 2
Александр Радищев

 Александр  Радищев


Сочинение на тему «Путешествие из Петербурга в Москву» А Н Радищева 2, Радищев