А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственная проблематика одного из произведений современной литературы (по рассказу В Распутина «В ту же землю ») - сочинение





Мы живем в особое время подведения итогов, раздумий о прошлом и будущем. Именно сейчас важно не пропустить главное, осмыслить нравственную суть происходящето, не разменять жизнь на мелочи. Это тяжелая ноша, но такова судьба людей в эпоху глобальных перемен. В этой трудной духовной работе нам помогает литература, которая всегда была нравственной опорой мыслящего человека в России, совестью нации. Сегодня писатель несет особую ответственность за сказанное и опубликованное, ведь его слово имеет значение, равного которому нет ни у кого в обществе.


 
Валентин Григорьевич Распутин один из тех, кто ставит в своих произведениях сложные нравственные проблемы, заставляя читателей вновь и вновь задумываться о своем месте в современном мире, о своем отношении к тому, что происходит вокруг. Талант писателя сочетается в его творчестве с высокой гражданской ответственностью, стремлением повлиять на нравственный климат общества. Об этом думаешь после прочтения одного из последних произведений мастера, удостоенного международной российско-итальянской литературной премии «Москва — Пенне», рассказа «В ту же землю...». Название произведения воскрешает в памяти последние страницы повести «Пожар», где писатель возвращает героя к земле, дающей жизнь всему, «вынашивающей правых и виноватых, своих и чужих». Новый рассказ отражает традиционную для автора систему духовных ценностей, не позволяя читателю уйти от раздумий над сложнейшими нравственными проблемами. Чем живет современный человек? Какие духовные ориентиры выбирает? В чем видит надежду на будущее? Писатель приводит нас в дом главной героини в тот момент, когда она, уже пожилая женщина, сдавленно стонет над умершей несколько часов назад матерью. Это горестное событие заставило ее вспомнить прошедшую жизнь, подвести итоги и принять трудное, но важное решение. «Мертвые не имеют права считаться мертвыми, пока не выдано свидетельство о смерти». А это свидетельство не может быть выдано Аксинье Егоровне, матери главной героини, потому что у нее нет городской прописки. Она не имеет права здесь умирать. Нет у Пашуты и денег, чтобы обратиться на «фабрику ритуальных услуг». «Но если бы и были... Я... задумала мать сама похоронить. Без них». Жутко видеть, как Пашута и ее помощники тайно выносят из дома гроб с телом матери. Вопреки вековым обычаям, официальным правилам, хоронят «старенькую бабушку» за пустырем, в лесу. Словно в оправдание своей героини Распутин пишет о том, что уже через полгода рядом с могилой матери Пашуты появились еще две. В одной из них покоился тот самый Серега, что помогал героине. Они внедрили его «к бандитам в охрану. И сами же выдали на растерзание». Что же случилось со всеми нами? Что довело нас до этого? Что будет с нами завтра? Как остаться человеком, когда «жизнь открылась сплошной раной», когда люди разделились на «нас» и «их», когда наглые, циничные, бесстыдные u171 «они» наживаются даже «на нашем горе»? Этими вопросами задается автор, об этом размышляют читатели. «Нечем дышать» человеку среди людей, которые словно забыли, что они люди. «Без малого сорок лет в этом городе, а посмотреть вокруг — никого поблизости. Не мы с тобой никому не нужны, а все!» Это горькое признание Пашуты — следствие распада человеческих отношений. Только в таком обществе можно не похоронить, а «зарыть» родную мать, понимая, что во время морального оскудения «все поперек обычаев, за все отвечать придется». Действие рассказа происходит как бы в двух временных пластах: прошлом и настоящем. Такая композиция необходима для понимания авторского замысла, который обнажается через ретроспективные эпизоды. В них мы видим Пашеньку «с тонкой талией и блестящими глазами», которая в восемнадцать лет «убежала на стройку», для того чтобы «щи варить да камбалу жарить веселым, дерзким и прожорливым строителям коммунизма». Затем встречаем Пашуту, вошедшую «в стать, в возраст, в замужество», прошедшую трудовой путь от заведующей до посудомойки, путь в обратном направлении. Дважды Пашута была замужем, но семья так и не состоялась. Вырастила приемную дочь, но душевной близости так и не получилось. И теперь в городе, который она строила, коротает героиня одинокую старость. Символичен городской пейзаж, уродливый и враждебный, ставший воплощением бездумного энтузиазма, веры во всемогущество человека. Овраг, похожий на карьер, металлическая ферма бывшего трамплина, торчащая «голо и мертво, как скелет», сорванная дверь в подъезде — вот современный облик «блиставшей в свое время славой великой стройки коммунизма». Авторская боль за искалеченную землю выражается в горьком недоумении героини: «Как из того, что начиналось тут, получилось то, что есть...» В городе «нечем дышать», «не хватает воздуха». Из-за промышленных выбросов горожане не могут открыть форточки и все равно «заходятся в удушливом кашле»; «от фтора на десятки и сотни верст вокруг чахнут леса». Кажется, что выхода нет, что это — тупик. Но взгляд автора на современную действительность не лишен надежды, которая связана с возрождением искренности и теплоты человеческих отношений. Внучка Танька говорит Пашуте самые важные слова: «Ты думаешь, что я неродная, а я родная... хочу быть родной». Светлый луч надежды появляется и тогда, когда Пашута впервые в жизни приходит в церковь, «с огромным усилием поднимает руку для креста», неумело ставит свечи. А под купол несутся высокие, чистые голоса, из окна льется солнечный свет, и мы верим, что героиня найдет утешение, обретет душевное равновесие. Может быть, это путь, который приведет людей к покаянию, очищению и спасению? Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать их. Прошла эпоха самообманов и самооправданий. Настала пора ответов на очень трудные вопросы. Может быть, правда, открытая В. Распутиным, станет шагом к нравственному исцелению общества. Мы больны, и наше лекарство горько, но у нас есть надежда, которая дает нам силы жить. Это общая для всех земля. Она будет той основой, которая должна нас возродить и объединить. Дети одной земли, мы найдем свой путь, в этом нас убеждает рассказ Распутина.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственная проблематика одного из произведений современной литературы (по рассказу В Распутина «В ту же землю »). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Распутин > Нравственная проблематика одного из произведений современной литературы (по рассказу В Распутина «В ту же землю »)
Валентин Распутин

 Валентин  Распутин


Сочинение на тему Нравственная проблематика одного из произведений современной литературы (по рассказу В Распутина «В ту же землю »), Распутин