А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Описание образа Осипа в комедии «Ревизор» - сочинение

Анализируя комедию Гоголя, Белинский писал о типичности Осипа: «Перед нами Осип - герой лакейской природы, представитель целого ряда бесчисленных явлений, из которых он ни на одно не похож, как две капли воды, но из которых каждое похоже на него, как две капли воды». Достаточно учащимся назвать классический образ Савельича из «Капитанской дочки», и они вспомнят и его преданность барину, к которому он приставлен, и его стремление не только заботиться о нем, оберегать его, служить ему, но и журить его, критиковать за опрометчивые, легкомысленные поступки, давать ему полезные, нужные советы и наставления. Осип, по словам автора, «не любит много говорить». Действительно, в комедии Осип говорит немного, в ряде сцен он присутствует, но не произносит ни одного слова или только одну-две реплики.

Но когда он остается один, он способен произносить длинный монолог, где резонерствует и читает «себе самому…, нравоучения для своего барина».

Анализ образа Осипа лучше всего начать с его монолога  действия. Пользуясь тем, что барина нет дома, Осип дает волю своим словам. Этот монолог - непосредственная, откровенно высказанная, со множеством реалистических деталей характеристика и самого Осипа, и его барина, и отношений Осипа к своему барину. Осип рассуждает серьезно и деловито. Он здраво критикует безделье, праздность своего барина и, высмеивая его, дает ему меткую разоблачительную оценку Осипу, вынужденному заботиться о Хлестакове, «надоела такая жизнь», и он мечтает о беззаботной жизни в деревне, хотя все же предпочитает столицу. В рассуждениях его о столичной жизни отчетливо проглядывают типичные его черты: праздность, ограниченность интересов, плутовство

Уже на основании этого монолога можно сделать вывод О том, что Осип серьезнее и умнее Хлестакова, в нем больше жизненной сноровки - отсюда и такая уничижительная характеристика, данная им своему барину

Монолог Осипа отличается разнообразием интонаций: здесь и негодование на своего барина, и досада на него, и высмеивание его, и передразнивание, и желание метким слоном унизить барина, и благодушное мечтание о праздной деревенской жизни, и восторженно-довольное рассуждение о столичной жизни, и выражение чувства собственного достоинства, и довольная усмешка при воспоминании о «заглянувшей горничной».

Весьма интересна речь Осипа со стороны введения в нее иностранных и книжных слов. Побывав в столице, Осип, естественно, нахватался некоторых иностранных и книжных слов, но вставляет их в свою речь в искаженной форме. Приведем несколько примеров: елистратишка простой; кеатры, галантерейное, черт возьми, обхождение; прешпект; или оно хоть нет публичности; разговаривает всё на тонкой деликатности; забогпности меньше; жизнь тонкая и политичная, Осип вставляет в этот монолог и слово «аглицкое» (сукно)- в такой форме это слово входило в язык дворянства.

Отметим в монологе Осипа глагольные формы, которые придают его речи простоту и живость. Разговаривая с собой, Осип часто употребляет глагол во 2-м лице единственного числа, например: «пойдешь на Щукин», «вот как на ладони все видишь», «невежливого слова никогда не услышишь», «берешь извозчика и сидишь себе, как барин», «ты так шмыгнешь» и др. Иногда глагол во 2-м лице сопровождается личным местоимением того же лица: «пойдешь на Щукин - купцы тебе кричат», «ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет» и др. Часто в речи Осипа 2-е лицо глагола сочетается с повелительной формой глагола того же лица: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги», «компании захотел - ступай в лавочку».



 
Ироническая оценка Хлестакова дополняется уменьшительными и уничижительными суффиксами: голубчик, елистратишка, денежки, картишки, сертучишко, шинелишка, рубашонка. Выразительность речи Осипа достигается и разнообразием синтаксических конструкций. Из них бросаются в глаза следующие: вопросительные предложения риторического характера: «Что ты прикажешь делать?», «Что с ним сделаешь?», «А отчего?». Восклицательные предложения, придающие различные эмоциональные оттенки его словам: «Вот, не доедем да и только домой!», «А то ведь елистратишка простой!», «Вот тебе доигрался!», «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» и др.; * бессоюзные сложные предложения, из которых второе раскрывает сг/ысл первого: «Жизнь тонкая и политичная: кеатры, собаки тебе танцуют», «Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду» и др.; * бессоюзные конструкции, когда между предложениями существует условная или временная связь: «Пойдешь на Щукин - купцы тебе кричат: «почтенный!»; «компании захотел - ступай в лавочку», «Наскучило идти- берешь извозчика» и др.; * передача чужих слов: Хлестакова, купцов на перевозе, трактирщика (в последнем случае - искаженная прямая речь). * Можно отмстить и такую особенность речи Осипа, как обильное включение в нее вводных слов и выражений, что не может не свидетельствовать о недостаточной чистоте и культуре речи: «пег, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя», «право, па деревне лучше» и др. Уже анализ монолога Осипа дает достаточно обстоятельное представление об этом персонаже, его основных качествах, его отношении к Хлестакову. Продолжаем рассматривание образа Осипа как крепостного слуги 30-х годов Прежде всего отмечаем его почти любовь к старому барину, отцу Хлестакова, который, во-первых, умеет ответственно относиться к службе («коли служить - так служи»), а во-вторых, строг к нарушителям служебного долга. Осип наглядно представляет себе расправу старого барина с легкомысленным сыном, стоит ему об этом только узнать: «Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, .что дня б четыре ты почесывался» Уважение Осипа к старому барину видно и тогда, когда, он уговаривает Хлестакова бросить эту кутерьму, в которую они попали, и скорее уехать отсюда: «И батюшка будет гневаться за то, что так замешкались.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Описание образа Осипа в комедии «Ревизор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ревизор > Описание образа Осипа в комедии «Ревизор»
Ревизор

Ревизор


Сочинение на тему Описание образа Осипа в комедии «Ревизор», Ревизор