А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» 2 - сочинение



II действие «Ревизора» - одно из труднейших для восприятия: интерес, который возникает у школьников к внешнему ходу событий, мешает углубиться в причины происходящего. Поэтому особенно важно во время и после чтения этого акта направлять внимание нас на сущность и мотивировку развивающихся, событий, дальнейшего движения драматической борьбы (какие попытки предпринимает городничий, чтобы «разнюхать» и «приручить» неизвестного «проезжего»? Зачем это ему нужно?). Особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Антагонист, противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

 Тем смешнее усилия городских плутов и пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести готовую грянуть над ними грозу. Естественное для пустого и приглуповатого щеголя и «человека без царя в голове», любящего пустить пыль в глаза, прихвастнуть, сыграть роль важной особы, поведение воспринимается как образец служебной хитрости, ума и дальновидности; ведь, по мнению городской администрации, именно так и должен вести себя петербургский ревизор, сохраняющий строгое инкогнито.

Начало II действия знакомит читателя с Хлестаковым, которому суждено явиться -грозным ревизором из столицы в глазах испуганного городского начальства.

Очень важно, чтобы Читатели именно в момент первого знакомства с Хлестаковым сумели объяснить себе, что заставляет Ивана Александровича задерживаться в городе и в каком состоянии он находится. Отвечая на эти вопросы, семиклассники усваивают предысторию главного героя и получают представление о его характере.

Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? Монолог Осипа, крепостного слуги, в 1-м явлении дает совершенно неожиданное и недвусмысленное разъяснение: его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогого денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. Хлестаков служит, позанимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор («елистратишка простой»), чиновник последнего, четырнадцатого класса. Из раздраженной воркотни голодного Осипа явствует, что его барин живет главным образом на деньги, присылаемые отцом - провинциальным помещиком. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешнекту, в картишки играет», живет явно не по средствам, любит «показать себя», покутить.

Появление самого Хлестакова, голодного и усталого после шатания по городу (он тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в долг), выразительно подтверждает крайне бедственное положение барина и слуги. В самом деле, денег нет, мучает голод, а к тому же хозяин трактира грозится пойти к городничему с жалобой - проезжающий третью неделю денег не платит,- «чтоб на съезжую да в тюрьму…». Но и затруднительные обстоятельства не могут заставить Хлестакова всерьез задуматься над чем бы то ни было. Едва уломали хозяин и принесли скверный обед, как он уже и капризничает, и угрожает? и бранится, и заносится. На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? Но вот его реплика в 6-м явлении: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего»- и читателю становится совершенно ясно, что завистливое внимание голодного Хлестакова к содержимому чужих тарелок принято «коротенькими человеками», т. е. Бобчинским и Добчинским, за прозорливую наблюдательность дотошного ревизорского взгляда, что именно этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и претенциозного петербургского шалопая приняли за «государственного человека» и что к нему направляется до крайности встревоженный Сквозник-Дмухановский со своей хитро сплетенной сетью для «уловления» ревизора.

7-е явление. Осип сообщает, что приехал городничий и интересуется Хлестаковым. Дело ясное: трактирщик успел пожален ваться на своих безденежных постояльцев, и приезд городничего грозит Хлестакову наказанием, может быть даже тюрьмой. Вы* хода нет. Ремарки конца 7-го и начала 8-го явлений позволяют живо представить себе комическую картину встречи насмерть перепуганных городничего и Хлестакова: «Хлестаков бледнеет и съеживается… Городничий вошел, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого выпучив глаза».

 
8-10-е явления дают великолепный материал для характеристики двух главных действующих лиц. Умный, опытный чиновник, хитрец и пройдоха, Сквозник-Дмухановский убежден, что видит насквозь петербургского ревизора и угадывает его тайные намерения. Он раболепно ловит каждое слово Хлестакова, унижается, лжет. Все понятия, выработанные долгими годами трудной службы, все унизительные формы обращения низшего чина к высокостоящему чиновному лицу - все мобилизовано городничим и подчинено одной цели: не поддаться, овладеть положением, взять верх в опасной схватке, где на карту поставлено будущее старого служаки. Внутреннее состояние городничего, «человека с грубо развитыми склонностями души», очень выразительно передают авторские ремарки к его репликам, а также высказывания вслух и в сторону, про себя. Городничему представляется, что «ревизор» ведет чрезвычайно тонкую игру: «хочет, чтобы его считали инкогнито»; даже в гневе на беззакония градоправителя он не проговаривается о своей должности, о цели приезда, зато напустил такого туману, что Сквозник-Дмуханозский не знает, «с которой стороны и приняться». Но приняться надо, и Хлестакову предлагаются деньги: «Если вы, точно, имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту». Представляясь истинно великодушным и добродетельным хозяином города, градоначальник скромно поясняет свое предложение: «Моя обязанность помогать проезжающим». Таким образом, и инкогнито сохранено, и благородство проявлено, и взятка «подсунута», а то, что ревизор с такой радостью за нее схватился, заставляет Антона Антоновича облегченно вздохнуть: «Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад…». И в самом деле: Хлестаков готов даже переехать в дом городничего. Отношения между петербургским чиновником и местным начальством приняли успокаивающую и хорошо знакомую форму. Городничий внутренне торжествует. Теперь осталось подробнее выяснить, что за начальство приезжий, в каких он чинах, какое положение занимает в столице, но за этим дело не станет: «А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера, неказиста на вид, а слона повалит с ног. Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». Так намечается следующий этап комедийного действия. Поведение Хлестакова в сцене встречи с городничим определяется целым комплексом чисто «хлестаковских» переживаний и чувств. Трусливый и нахальный одновременно, Хлестаков не слушает речей городничего, не видит его явной робости и неуверенности. Заикаясь от страха, петербургский гость начинает обороняться жалобами на трактирщика, горячится, гневается, а авторские ремарки показывают, как смешно это выглядит: «храбрясь», «стучит кулаком по столу». Нелепые восклицания, вылетающие из его уст: «Я прямо к министру!.. Что вы! Что вы!..», выдают его растерянность, страх и одновременно заносчивость, которая служит «трусишке и подляшке» Хлестакову средством самозащиты в минуты опасности. Как замечают Ю. Манн, у Хлестакова, в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. «Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке». Упоминание о какой-то высеченной унтер-офицерской вдове вновь подхлестывает «ревизора»: «Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь. До этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!..» Жалкие, смешные угрозы. Хлестаков сам понимает, что спасти его могут только деньги: «Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки». В литературоведческих работах указывалось, что заявление ревизора-инкогнито «Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки» городничий не мог понять иначе, чем требование взятки. В этом заявлении совершенно ясный, вполне естественный, с точки зрения городничего, смысл: «Дадите денег - уеду; ведь я потому и сижу здесь, что жду от вас денег». Хлестаков получает деньги - и как меняется для него все окружающее! Какие любезные, радушные и благородные люди, оказывается, живут в этом городишке! Конечно, долг будет возвращен, выслан из деревни, у него это вдруг. И успокоившись, совершенно искренне и простодушно Хлестаков отвечает на хитрые вопросы городничего о цели своей поездки, о службе в Петербурге. Польщенный вниманием к себе, он делится и своими семейными делами, рассказывает об упрямом старом отце, требующем прилежной службы, и, уже начиная разыгрывать роль светского, просвещенного петербуржца, о своей привязанности к столице, без которой он не может жить: «Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения…»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ревизор > Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» 2
Ревизор

Ревизор


Сочинение на тему Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» 2, Ревизор