Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н В Гоголя "Ревизор") Вариант 1 - сочинение
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков.
Довольно точную и подробную характеристику Хлестакову дает сам автор в «Замечаниях для господ актеров». По оценке Гоголя, Иван Александрович «приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Кроме того, Хлестаков «говорит и действует без всякого соображения», «он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».
Данное «внутреннее содержание» Хлестакова вполне объясняет его поступки. Безудержный игрок в карты, он легко спускает с рук все присланные отцом деньги. В этом герой не знает меры и доходит до того, что не только закладывает собственную одежду, но и лишается возможности заплатить за тарелку супа. При этом он нисколько не раскаивается в своем поступке и при первой же возможности снова готов броситься в омут игры.
По понятным причинам Хлестаков не продвигается по службе, и за это его справедливо журит отец, уставший, наверное, по требованию сына без конца посылать в Петербург энные суммы, вновь и вновь «чадом» попусту растрачиваемые. Хлестаков не испытывает перед отцом чувства вины. Напротив, он ругает его «ослом» и выражает всяческое недовольство относительно своей поездки в Саратовскую губернию.
Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развлекаться. Мужики, работающие на героя, вызывают у него только презрение. Несмотря на отсутствие всяких оснований, Хлестаков считает себя слишком высокой особой, чтобы находиться средь простого люда.
Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по последней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производить впечатление». Получив в гостинице отказ на просьбу подать обед, голодный Хлестаков не чувствует себя униженным, ему не стыдно, что за предыдущий прием пищи им не плачено и что его вот-вот выставят на улицу. Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус. Когда в гостинице перед ним неожиданно появляется городничий, Иван Александрович, не способный отвечать за свои поступки и до смерти боящийся тюрьмы, переживает настоящий шок.
Помимо прочего, Хлестаков — врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвышается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пушкин — большой приятель и которого все боятся и уважают. Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остановиться. Он такая важная персона, что при первой надобности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять департаментом. При виде его солдаты радостно салютуют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Парижа. Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действительно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.
В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городничего одновременно. Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется после его побега Марья Антоновна и как будет существовать в провинциальном городе. Не боясь разоблачения, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу переходит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.
Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приняли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спрашивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требовать у каждого посетителя.
Хлестаковы живут и сегодня. И явление это получило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестаковы - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчестия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по замечанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н В Гоголя "Ревизор") Вариант 1. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Ревизор
> Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н В Гоголя "Ревизор") Вариант 1