А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ стихотворения «Я буду скакать » - сочинение



Чтобы лучше понять поэта Н. Рубцова и его отношение к Родине,
рассмотрим стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...».

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен...

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!

И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
Весенние воды, и бревна неслись по реке...

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, -
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля - останься, мое божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...

Стихотворение написано в 1963 году и открывает сборник «Видения на
холме». Я считаю, что оно представляет собой поэтический монолог
лирического героя.

Первая строка в стихотворении всегда очень важна:
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...
Кто этот всадник? Куда он скачет? Невольно вспоминается стихотворение
С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Видимо, есть в рубцовском стихотворении характерные для русской поэзии
краски, которые по эмоциональному воздействию сближают его со
стихотворением Есенина.

Лирического героя стихотворения «Я буду скакать...» и автора, по-
моему, не разделяет ничто, и поэтому так неподдельно искренне звучат
строки:
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!

Всё объято сном. Рубцов вторгается в тайную, ночную жизнь, где акценты
смещены. «Холмы задремавшей отчизны» – пространство жизни, вмещающее и
радость, и печаль, и счастье, и боль, и страдание, и любовь, и творчество.
В той же строфе автор уточняет: «Я буду скакать по следам миновавших
времен...». «Холмы отчизны» – это и есть «следы» миновавших времён. Природа
и история народа словно сливаются. Поэт отстраняется от мелочности
окружающей жизни, уходя мыслью в безграничную даль прошлого. Так в
стихотворение входит тема Памяти, одна из главных в поэзии Рубцова.
Лирическое чувство героя соединяет прошлое, настоящее и будущее в одно
целое.

Автор вспоминает детство: многолюдное село, праздничные гуляния, спор
гармоник, частушки, песни, пляски. И рождаются прекрасные – восторженные и
грустные одновременно – строки:
Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!
Таким запомнился ему колхозный праздник. А каким же помнит он себя?
И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,

Стремительная мятежная юность, многообещающая, полная надежд. Градация
«мчался,..неслись» передаёт скорость, бурное течение молодости, поток
жизненных сил, физическую и душевную бодрость. Настроение этих строф
эмоционально приподнятое.

Но движение времени необратимо. Романтическая восторженность чувств
уступает место подсознательно ощущаемому трагизму бытия. В «известном
возрасте» каждый, кто изведал радости и муки существования, переживает
состояние душевного кризиса. Но автор не упрекает мир в обмане. Мир не
обманул, а просто оказался не таким, каким рисовался в воображении, и
созданная теперь картина мироздания отражает суровую и неласковую
действительность. Поэт старается определить своё отношение к окружающему:
...Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Образ «поникших ив» в народной лирике – символ печали, горя, грусти.
Так метаморфически звучит тема трагической неизбежности человеческой
судьбы.

Не случайно IV строфа начинается с эмоционального обращения к Родине,
к России:
Россия! Как грустно!
Вечные вопросы жизни и смерти неразрывно связаны у Рубцова с темой
Родины. Россия для него – это идеал святости, идеал неизменный,
нравственный и эстетический.
Ивы, деревни, поля – всё погружено в сон. Россия во мгле. Поэт скорбит
о судьбе Родины. Яростно и нежно звучат строки:
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,



 
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!.. Варварское, не щадящее наших национальных святынь уничтожение. Кризис культуры, охвативший все слои общества и приведший к утрате вековечных народных традиций. Бессмысленность существования многих людей, утративших веру в бессмертие души, а теперь в безграничные возможности человека, в построение всеобщего рая. Трагическое время потерь и уничтожения, символами которого стали «растоптанная царская корона» и «разрушенные белые церкви», олицетворяющие святость Руси. Понятие «Святая Русь» у Рубцова вмещает очень многое: это и наши храмы, являющиеся духовными центрами; это и молитвы, звучащие в церквях и наших душах; это и великие деятели русской культуры; это Вера, Надежда, Любовь; это и «святая суть русского человека», «святой оплот». Если нет святости, - нет и ценности, нет ничего. Поэт понимает, что его личная трагедия – ничто по сравнению с народной. Выразительность строфы достигается при помощи эллипсиса. « Оборванная фраза» Рубцова заставляет читателя замереть на высоте эмоциональной кульминации. Время идёт, но нетленна красота родного края, перед ней, как перед вечной загадкой, останавливается поэт: О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Созерцая красоту, человек освобождается от корыстных эмоций и возвышается над пропастью жизни. Природа у Рубцова – это живой образ вечности. Она хранит нравственную чистоту. Слово «природа» одного корня со словами «род», «родить», «Родина». Природа – это мир, в котором живёт человек и частью которого является. Пространство расширяется до масштабов Вселенной. Вечная жизнь природы противопоставляется мимолётности бытия. Рубцов затрагивает основную проблему русской философской мысли – Человек и Мир, Душа и Вселенная. Какая боль слышится в VII строфе: Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы, Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом, Что, все понимая, без грусти пойду до могилы... Как долго прививали поколению поэта сознание конечности бытия. А «временщикам» нет дела до памяти о былом, о судьбе будущих поколений. Они растрачивают свою жизнь сполна, а вместе с этим, как правило, не задумываясь, сжигают за собой мосты связи со всем живущим. Ощущение непорочности и хрупкости человеческого бытия, предчувствие надвигающихся катастроф, социальных и личностных, стало определяющим в настроении VII строфы: Отчизна и воля - останься, мое божество! Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды! Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей!.. Состояние скорбного раздумья сменяется песнью торжествующей любви, наивного доверия. По этим строчкам можно судить о духовных ценностях поэта. Добро, Любовь, Истина, Красота не могут быть уничтожены, они переходят от одного поколения к другому. А человек в любых условиях должен оставаться человеком. Рубцов понимает, что его судьба будет зависеть от исхода борьбы тёмного и светлого в нём самом, от устремлённости к народному нравственному идеалу. Образ солнца традиционно связывается со светом, красотой и счастьем. Поэт исходит из народного мироощущения: дневной свет – это жизнь, это душа мира, это истинное содержание человека, святое в нём. Быть светлым лучом для других -–вот высшее счастье для людей. Эмоциональный накал этой строфы повышается инверсиями, патетическими обращениями и восклицаниями, а повторы передают страстность желания. Удивительно, что краски почти отсутствуют в стихотворении. Лишь в VIII строфе встречается синий цвет, где он ощущается очень слабо. Но отсутствие цвета как бы возмещается стихией света и дневного, и предвечернего, ведь мгла – это не свет, но и не тьма. А в IX строфе вновь появляется всадник, лёгкой тенью несущийся меж деревень и полей, не нарушая их тайные сны. Но покой – кажущееся состояние... Не случайно в последней строфе возникает традиционный в русском искусстве образ «чистого ребёнка», которому открывается некая незримая для других истина: «Неведомый отрок промчался и скрылся в тумане полей». Он летит из прошлого через настоящее и теряется в «туманном» будущем. Так Рубцов поэтически соединяет краткий миг человеческой жизни с вечным потоком жизни, мирового времени. Причудливым переплетением прошлого, настоящего и будущего подчёркивается неразрывность истории, судьбы России. И одновременно создается ощущение протяжённости существования человека, судьба которого неотделима от Родины и народа. Ночной полёт недолог, но не исчезает чувство соприкосновения с тайной, и реальность ночных видений властно входит в земное существование. Таким образом, в структуру своего мироздания Рубцов включил всё: время, историю, человека, духовную жизнь, природу, свет, хаос, космос. Особенностью этого произведения стало слияние лирики и эпоса. Реальный герой, черты биографии которого угадываются в стихотворении, слился с лирическим «я» поэта, которое вобрало в себя судьбы других людей: председателя, «лучшей жницы», «израненного десантника». В соответствии с пафосом стихотворения его стилистика, лексика, ритмика. Рубцов опирается на прочные стилевые традиции классической русской поэзии. За кажущейся простотой – смысловая глубина. Его слово не изображает мир, а живёт им, преодолевая границу между миром и человеческой душой. Излюбленным средством поэта в произведении становится перифраз. Рубцов использует олицетворения, метафоры: «Солнце на пашнях венчает обильные всходы//Старинной короной своих восходящих лучей», «Я буду скакать по следам миновавших времен». Лексика стихотворения то звучная, торжественно приподнятая, близкая высокой ораторской речи, то нейтральная. Поэт тяготеет к отвлечённым словесным формулам: «Неведомый сын удивительных вольных племен», «таинственная сила», «небесные синие своды». Риторической стилистике соответствует ритмика стиха – пятистопный амфибрахий, который воссоздаёт динамичный темп жизни. В звуковом строении очевидны повторы гласных и согласных звуков, создающих особенную настроенность. В тоже время использование ассонансов и аллитерации всегда выверено. Так в VII строфе: Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица Разбить свои крылья и больше не видеть чудес! Таким образом, стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, Рубцов использовал различные художественные средства, с помощью которых поэт создал второй образно-метаморфический, и третий, философско-символический уровень поэтического мира. Николай Рубцов, прорываясь сквозь трагизм собственно бытия смог выразить нечто главное для всех нас с предельной душевной открытостью и поэтической искренностью. И как обновляет землю первый радостный дождь, так и наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить и очистить нас, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая родниковая поэзия Н. М. Рубцова, которая обогащает душу каждого человека, стремящегося к добру и справедливости на Земле.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ стихотворения «Я буду скакать ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Рубцов > Анализ стихотворения «Я буду скакать »
Николай Рубцов

Николай  Рубцов


Сочинение на тему Анализ стихотворения «Я буду скакать », Рубцов