А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идейно художественное своеобразие одной из сказок М Е Салтыкова Щедрина (вариант 1) - сочинение




Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин избрал нелегкое поприще писателя-сатирика. Он с горечью говорил: «Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков». По мнению писателя, призрак «силится заключить в себе нечто существенножизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь пустоту». Жизнь-дрему ведет герой сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Едкая ирония заключена уже в самом названии произведения, ведь эпитет «премудрый» отражает не ум дрожащего от страха перед жизненными опасностями персонажа, а его ничтожность и глупость. Кроме того, в авторском написании слова «пискарь», где буква «е» заменена на «и», содержится, по моему мнению, элемент уничижительной характеристики героя. Готовый пищать от страха «пискарь» олицетворяет собой интеллигента-либерала, трусливо устранившегося от активной борьбы и даже от самой жизни.

Конечно, не сразу автор срывает покровы порядочности со своего персонажа. Используя приемы сказочного повествования, с помощью зачина писатель вводит нас в мир рыбьего царства: «Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные: помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили...» Перед смертью отец-пискарь дал сыну наказ: «Смотри, сынок... коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» Сын-пискарь внял совету отца, «на ус себе намотал», ведь у него «ума палата была». Писатель-сатирик использует сказочные слова и просторечные выражения: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «шваркнет рыбину», «пущай в реке порастет», комара задаром растреплют», «вытаращив глаза», «прожил с лишком сто лет». Язык литературного произведения максимально приближен к языку народной сказки, но М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в ткань повествования авторские слова и выражения, похожие на пословицы и поговорки: «куда ни обернется — везде ему мат», «жизнь прожить — не то что мутовку облизать», «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться», «гоголем по всей реке проплыву», «как таких идолов вода терпит». Писатель глубоко знает устное народное творчество, ценит меткое слово. Соединение фольклорного языка и авторской речи в пределах одного произведения стало характерной стилевой приметой сказок Салтыкова-Щедрина, в том числе и «Премудрого пискаря». Однако писатель кое в чем и отступает от канонов жанра устной народной сказки: он в меньшей степени использует аллегорию, зато широко применяет эзопов язык. Иносказание помогает автору подвести читателя к выводу: человеческое общество живет по законам рыбьего царства. В этом царстве есть свои хищники и жертвы, и вроде бы так и должно быть — таков закон эволюции?!

 
Яркой художественной особенностью сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина является соединение сказочного, реально-исторического и конкретнобытового планов повествования. Вдумчивый читатель понимает, о ком идет речь, когда писатель так характеризует своего героя: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный...» Наказ благонадежного пискаря-отца определил жизненный путь послушного отцовской воле сына. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил... а не то как раз пропадешь» — так решил премудрый герой и от жизни фактически устранился, добровольно заточив себя в выдолбленной им самим норе. Ночью пискарь «моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал». Соблазнительные сны видел пугливый герой: в одном сне он по билету «двести тысяч выиграл», а в другом сне привиделось, «будто вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает». Сны помогают глубже понять ничтожность натуры пискаря и убогость его сокровенных желаний. Не похвалой, а горечью веет от слов: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных: ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...» Каждый день несчастный трусишка повторял фразу: «Слава богу! Кажется, жив!» Обитатели реки по-разному оценивали поведение пискаря. Щуки хвалили: «Вот кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!» Другие рыбы, помельче, не только не считали его премудрым, но и вовсе насмехались: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит... а все только распостылую свою жизнь бережет?» Многие речные жители называли его просто «дураком и срамцом». В сказке использован прием саморазоблачения персонажа: пискарь сам подводит итоги своей унылой, бесцельной, жалкой жизни: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил?..» На все вопросы пришлось отвечать: «Никому, никого». Сюжет сказки можно назвать «вялотекущим», так как в произведении нет кульминационного эпизода, что тоже подчеркивает бесполезность, серость, однообразие жизни персонажа. Счастливой развязки, естественно, быть не могло, концовка же такова: «Сгинул премудрый пискарь, словно его и не было». В сатирическом произведении обычно не бывает положительных героев, ведь задача автора заключается в разоблачении и осуждении порока. Используя прием гротеска, писатель в утрированной форме изобразил существование премудрого пискаря, доказав, что так жить нельзя. Однако читатель в состоянии «увидеть» положительный авторский идеал, потому что в тексте звучит голос самого писателя: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а... бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия...» Заклеймив сатирическим пером бездеятельность, безынициативность, бездуховность, устраненность от активной общественно-политической жизни либеральной интеллигенции, писатель тем самым сформулировал собственную гражданскую позицию. По словам И. Сеченова, М.Е. Салтыков-Щедрин «является великим диагностом общественных зол и недугов». В современной ему действительности художник слова не только обнаруживал общественные пороки, но и обнажал их корни, призывал читателя к активной жизни, вдохновлял на борьбу за человеческое достоинство.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идейно художественное своеобразие одной из сказок М Е Салтыкова Щедрина (вариант 1). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Идейно художественное своеобразие одной из сказок М Е Салтыкова Щедрина (вариант 1)
Михаил Салтыков-Щедрин

 Михаил  Салтыков-Щедрин


Сочинение на тему Идейно художественное своеобразие одной из сказок М Е Салтыкова Щедрина (вариант 1), Салтыков-Щедрин