А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города" - сочинение

Салтыкова-Щедрина со всей уверенностью можно назвать истинно народным писателем. Весь свой та­лант, все художественное мастерство он посвятил за­щите угнетенного народа и бесстрашному обличению господствующего класса. По словам Л. Н. Толстого, у Салтыкова-Щедрина было «все, что нужно» для того, чтобы завоевать народное признание: «сжатый, силь­ный настоящий язык», «веселый смех», «знание ис­тинных интересов народа».

Главным врагом русского народа в эпоху деятель­ности Щедрина было самодержавие. Именно его пре­жде всего обличал сатирик в своих произведениях Самым примечательным в этом смысле является кни­га «История одного города».

Если до этого обличительная сила писателя была обращена на провинциальных губернских чиновни­ков и бюрократов, то теперь смелым нападкам под­верглись правительственные верхи. Открытая борьба с ними была опасна, поэтому Салтыков-Щедрин по своему обыкновению обратился к жанру сатиры.

«Историю одного города» он представил в виде най­денных в архиве городских летописей, написанных будто бы в XVIII веке. Сам сатирик взял на себя скромную роль «издателя» этих записей, что позволи­ло выразить на страницах повести самые смелые мыс­ли. Цари и царские министры были показаны в образ­ах градоначальников, а сам город Глупов стал обра­зом государственного режима.

Очень   верно   подобрал   Щедрин   обличительные средства и способы, основной целью которых было стремление вызвать презрение, отвращение к деяте-' лям самодержавия. Это проявляется уже в «Описи градоначальников» с ее краткими биографическими справками правителей города Глупова. Так, напри­мер, о статском советнике Грустилове сказано: «Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительно­стью сердца, любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева... Умер от ме­ланхолии в 1825 году». Завершается справка корот­ким замечанием: «Дань с откупа возвысил до пяти ты­сяч рублей в год». Историческим прототипом Грусти-лова можно  считать  как  императора Александра Первого, так и Александра Второго. Упоминание о причинах смерти всех градоначальников является художественным приемом, направленным на усиление восприятия всех отвратительных черт характера этих людей. Все градоначальники умирают от причин ничтожных, противоестественных или комичных, достойным образом оканчивающих их постыдный жизненный путь. Один был растерзан собаками, дру­гой заеден клопами, третий умер от обжорства, чет­вертый — от порчи головного инструмента и т. д. Был еще градоначальник Прыщ, чью голову — фарширо­ванную колбасу проглотил ненасытный предводитель дворянства.

За «Краткой описью градоначальников» показана развернутая картина деятельности наиболее «отли­чившихся» правителей города Глупова. Их злоб­ность, бездушие и глупость с особой силой отражены в образах двух градоначальников — Брудастого-Органчика и Угрюм-Бурчеева.



























 
В описании первого Щедрин использовал прием фантастического гротеска — в черепную коробку Брудастого был вмонтирован механизм, способный вы­крикивать два слова: «непотерплю» и «разорю». «Не­слыханная деятельность вдруг закипела во всех кон­цах города», однако расстройство нежного механизма погубило его обладателя. Самой зловещей фигурой во всей веренице градона­чальников был Угрюм-Бурчеев. Идеалом человече­ского местообитания для этого правителя была пус­тыня. Весь мир он мечтал превратить в военную ка­зарму, всех заставить маршировать, всему придать единство форм — помещениям, одежде, поведению. «Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир...». Своим требо­ваниям Угрюм-Бурчеев хотел подчинить даже брач­ные союзы, допуская их только между молодыми людьми одного роста и телосложения. Этот вызывающий отвращение образ показывает, с каким презрением и негодованием относился Салтыков-Щедрин к царизму, с каким мастерством умел он выявить все нелицеприятные черты враждебной народу власти. Но не только представители власти стали мишенью обличающего пера сатирика, в "Истории одного города" появляется и сатира на мужика. Щудрин с горькой иронией рассказывает о массе, безропотно переносящей надругательства и издевательства над своей личностью. Но сатира на русского мужика не была осуждающей, она была проникнута заботами об интересах народа, целью ее было исправление нравов, политическое просвещение простых людей, освобождение силы - один градоначальник повелевает огромной массой горожан - раскрывает мысль писателя о том, что самодержавие не так уж сильно, как это кажется угнетенному обывателю. "История одного города" стала итогом творческой эволюции писателя, показала, что политическая сатира писателя вышла на новый уровень, откаывающий целую плеяду новых творческих свершений.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города"
Михаил Салтыков-Щедрин

 Михаил  Салтыков-Щедрин


Сочинение на тему Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города", Салтыков-Щедрин