Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города" - сочинение
Салтыкова-Щедрина со всей уверенностью можно назвать истинно народным писателем. Весь свой талант, все художественное мастерство он посвятил защите угнетенного народа и бесстрашному обличению господствующего класса. По словам Л. Н. Толстого, у Салтыкова-Щедрина было «все, что нужно» для того, чтобы завоевать народное признание: «сжатый, сильный настоящий язык», «веселый смех», «знание истинных интересов народа».
Главным врагом русского народа в эпоху деятельности Щедрина было самодержавие. Именно его прежде всего обличал сатирик в своих произведениях Самым примечательным в этом смысле является книга «История одного города».
Если до этого обличительная сила писателя была обращена на провинциальных губернских чиновников и бюрократов, то теперь смелым нападкам подверглись правительственные верхи. Открытая борьба с ними была опасна, поэтому Салтыков-Щедрин по своему обыкновению обратился к жанру сатиры.
«Историю одного города» он представил в виде найденных в архиве городских летописей, написанных будто бы в XVIII веке. Сам сатирик взял на себя скромную роль «издателя» этих записей, что позволило выразить на страницах повести самые смелые мысли. Цари и царские министры были показаны в образах градоначальников, а сам город Глупов стал образом государственного режима.
Очень верно подобрал Щедрин обличительные средства и способы, основной целью которых было стремление вызвать презрение, отвращение к деяте-' лям самодержавия. Это проявляется уже в «Описи градоначальников» с ее краткими биографическими справками правителей города Глупова. Так, например, о статском советнике Грустилове сказано: «Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева... Умер от меланхолии в 1825 году». Завершается справка коротким замечанием: «Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год». Историческим прототипом Грусти-лова можно считать как императора Александра Первого, так и Александра Второго. Упоминание о причинах смерти всех градоначальников является художественным приемом, направленным на усиление восприятия всех отвратительных черт характера этих людей. Все градоначальники умирают от причин ничтожных, противоестественных или комичных, достойным образом оканчивающих их постыдный жизненный путь. Один был растерзан собаками, другой заеден клопами, третий умер от обжорства, четвертый — от порчи головного инструмента и т. д. Был еще градоначальник Прыщ, чью голову — фаршированную колбасу проглотил ненасытный предводитель дворянства.
За «Краткой описью градоначальников» показана развернутая картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей города Глупова. Их злобность, бездушие и глупость с особой силой отражены в образах двух градоначальников — Брудастого-Органчика и Угрюм-Бурчеева.
В описании первого Щедрин использовал прием фантастического гротеска — в черепную коробку Брудастого был вмонтирован механизм, способный выкрикивать два слова: «непотерплю» и «разорю». «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города», однако расстройство нежного механизма погубило его обладателя.
Самой зловещей фигурой во всей веренице градоначальников был Угрюм-Бурчеев. Идеалом человеческого местообитания для этого правителя была пустыня. Весь мир он мечтал превратить в военную казарму, всех заставить маршировать, всему придать единство форм — помещениям, одежде, поведению. «Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир...». Своим требованиям Угрюм-Бурчеев хотел подчинить даже брачные союзы, допуская их только между молодыми людьми одного роста и телосложения.
Этот вызывающий отвращение образ показывает, с каким презрением и негодованием относился Салтыков-Щедрин к царизму, с каким мастерством умел он выявить все нелицеприятные черты враждебной народу власти.
Но не только представители власти стали мишенью обличающего пера сатирика, в "Истории одного города" появляется и сатира на мужика. Щудрин с горькой иронией рассказывает о массе, безропотно переносящей надругательства и издевательства над своей личностью. Но сатира на русского мужика не была осуждающей, она была проникнута заботами об интересах народа, целью ее было исправление нравов, политическое просвещение простых людей, освобождение силы - один градоначальник повелевает огромной массой горожан - раскрывает мысль писателя о том, что самодержавие не так уж сильно, как это кажется угнетенному обывателю.
"История одного города" стала итогом творческой эволюции писателя, показала, что политическая сатира писателя вышла на новый уровень, откаывающий целую плеяду новых творческих свершений.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города". Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Салтыков-Щедрин
> Обличительная сила сатиры в повести М Е Салтыкова Щедрина "История одного города"