А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Художественные особенности сказок М Салтыкова Щедрина 4 - сочинение

Из всех видов народного творчества самой люби­мой и занимательной является сказка. Мы с увлече­нием следим за вымыслами народной фантазии, за хо­дом событий из жизни сказочных героев, за похождениями зверей, наделенных человеческой речью, мыслями и чувствами.

Многие поэты и прозаики вдохновляются народ­ной сказкой и пишут в ее духе. К сказкам обращался и М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка помогала ему рас­ширить масштаб изображения, придать сатире все­ленский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром — мир в его об­щечеловеческих пределах. И достигал писатель эту «всемирность» путем врастания в «народную почву». Именно ее писатель считал «единственно плодотвор­ной» для сатиры.

В сатирических произведениях жизнь изображает­ся не во всех ее проявлениях, подробностях и связях: сатирик берет наиболее яркие черты действительно­сти, сгущает их, показывает как бы под увеличитель­ным стеклом. Каждому персонажу приписываются лишь те свойства, которые автор хочет выдвинуть как главные, выражающие самую суть данного лица.

По мнению автора учебников, критика Ю. В. Лебе­дева, высокая сатира возникает лишь на духовном взлете национальной культуры: требуется мощная энергия самоутверждения, стойкая вера в идеал. Дос­тоевский считал классическую сатиру признаком вы­сокого подъема всех творческих сил национальной жизни.

Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России, явилось в то же время показателем русского национального здоровья, неистощимых творческих сил, сдерживающих и по­давляющих, но пробивающих себе дорогу в слове.

Обращение Салтыкова-Щедрина к сказочному жанру продиктовано внутренней эволюцией его твор­чества. Сказки явились своеобразным итогом, синте­зом творческого пути сатирика. Этот жанр позволил писателюобратиться не только к интеллигенции, но и к народу. Фантастическая форма является для него надежным способом «эзоповского» языка, в то же вре­мя понятного и доступного самым широким, демокра­тическим слоям русского общества.

Объединяющим тематическим началом всех ска­зок выступает жизнь народа в сопоставлении с жиз­нью господствующих сословий.

Что еще объединяет сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили да были два генерала...», «В некотором царстве, в неко­тором государстве жил-был помещик...»); присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пе­ром описать»); характерные для народной речи оборо­ты («думал-думал», « сказано — сделано»); прибли­женные к народному языку синтаксис, лексика, ор­фоэпия. Текст наполнен преувеличениями, гротеском, гиперболами: « дикий помещик», как кошка, в один миг влезает на вершину дерева, мужик варит суп в пригоршне.


























 
Как и в народных сказках, сюжет завязан на ка­ком-то чудесном происшествии (два генерала вдруг оказались на необитаемом острове). В сказках о жи­вотных Салтыков-Щедрин тоже следует народной традиции: в аллегорической форме высмеивает недос­татки общества. Например, сказка «О Ерше Ершовиче, сыне Ще-тинникове» — это яркая народная сатира на суд и су­допроизводство . Однако сказки писателя не во всем схожи с народ­ными сказками, есть и отличия: в произведениях са­тирика фантастические события переплетаются с ре­альными, и даже с исторически достоверными. Так в сказке « Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц-зверей появляется Магницкий, известный в рус­ской истории реакционер. До появления Топтыгина в лесу были уничтожены все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Ди­кий помещик» герой постепенно деградирует, превра­щаясь в животное. Одна из причинпроизошедшего с ним в том, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Оставшись без крестьян, помещик совер­шенно одичал. Жизнь за счет народного труда превра­тила его в паразита. М. Е. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материаль­ных и духовных ценностей, опора государства. Многие сказки писателя посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Пре­мудрый пескарь». Автор создает тип труса, жалкого, несчастного человека. Такие люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь без стремления к цели, без порывов — «...это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари». В языке «Премудрого пескаря» сочетаются слова и обороты, свойственные жанру сказки, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени. Народная сказка всегда повествует о том, что было, что бывает. У М. Е. Салтыкова-Щедрина сказка соз­нательно обращена в сегодняшний день, в настоящее. Каждое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина пронизано любовью к Родине: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-ли­бо, кроме России». Эти слова можно считать эпигра­фом ко всему творчеству сатирика.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Художественные особенности сказок М Салтыкова Щедрина 4. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Художественные особенности сказок М Салтыкова Щедрина 4
Михаил Салтыков-Щедрин

 Михаил  Салтыков-Щедрин


Сочинение на тему Художественные особенности сказок М Салтыкова Щедрина 4, Салтыков-Щедрин