А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина - сочинение



Русская классическая литература XIX в., особенно его вторая половина, отличается пристал вниманием писателей и поэтов к проблемам судеб русского народа. Одним из таких авторов М. Е. Салтыков-Щедрин. Его рассказы касались по-настоящему важных вопросов: острых социально- политических, нравственных, личностных. Недаром он назывался «прокурором русской общественной жизни».

В то время, когда особенно остро перед всеми прогрессивными людьми России стояла прс ликвидации крепостного права, приходилось уклончиво и намеками раскрывать суть проблем. Это и позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину в совершенстве овладеть «эзоповым языком». В цепях yстранения препятствий, чинимых писателю государственной литературной цензурой, он применял иносказание и другие средства выразительности. Эти приемы были особенно характерны для его сказок, в которых часто использовались приемы крыловских басен. В своем творчестве Салтыков-Щ  опирался на художественные методы, выработанные еще А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем. В сказках он поднялся до высот поэтического осмысления происходящего, сатирического обличения правды жизни, обозначил все злободневные проблемы своего времени, подверг критике паразитирующие слои населения.

Самыми важными темами в сказках являются проблемы эксплуатации, критика чиновничества, дворянства и государственных людей. Писатель создал так называемые «Сказки для детей изрядного  возраста» или, по-другому, политические. Их можно разделить на четыре группы.
Первая — это сатира на правительственные круги и сословия. Яркий тому пример — «Медведь на воеводстве». Так, в «Медведе на воеводстве» мы видим, что автор описывает правление градоначальников в виде трех способов правления топтыгиных на воеводстве: злого, ретивого и доброго. Здесь явно выражен протест против самодержавия и властелинов-самодуров. В описании льва, пославшего их «усмирить внутренних супостатов», отчетливо просматриваются черты самодержавия. И первый, и второй «топтыгины» занимались мелкими «злодействами», поборами: отнимали у крестьян скот. За жадность, проявленную воеводами, мужики расплатились— убили ненавистного правителя. Последний оказался умнее предыдущих, представлял из себя либерала и поборы проводил осторожно. Нои с ним, в конце концов, расправились восставшие мужики. М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что терпение народа имеет границы, народный гнев рано или поздно способен стереть с лица земли подобных воевод (сподует читать — самодержавие).

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин особенно беспощадно критикует крупное российское чиновничество. Генералы, всю жизнь где-то прослужившие, ведущие паразитический образ жизни, попадают на остров. Они не способны даже добыть себе пропитание и, если бы не мужик, по случаю оказавшийся рядом, им пришлось бы худо. Считая естественным правило эксплуатации высших низшими, они используют его для удовлетворения собственных потреб- ностей. Мужик даже суп варит в ладонях, чтобы накормить их. Установив, таким образом, привычный жизненный уклад, они приходят к выводу, что всегда и везде «хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»

Основная идея сказки в том, что злоупотребления власти являются законом самодержавной власти, изменить который можно лишь насильственным путем.

Почти тот же самый вывод напрашивается при знакомстве со сказкой «Орел-меценат». Царь птиц решает завести при своем дворе науки, просвещение, искусства. Но дикая, животная натура берет свое, и он расправляется с воронами, дятлом-ученым и соловьем-поэтом. В этой сказке писатель проводит мысль, что самодержавие не допустит свободного развития искусства и науки.

 
Сказка «Премудрый пескарь» направлена против обывательской философии. Жизнь пескаря, который всю жизнь просидел в своей норке, определяется формулой «жил — дрожал и умирал — дрожал». Вывод писателя таков: «неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а, по меньшей мере, бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают». «Карась-идеалист», живущий в тихой заводи, лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить щуку. А ерш глядит на мир трезво, правдиво оценивая действительность. Оказавшись съеденным, карась становится побежденным как физически, так и морально. Еще одна художественная особенность сказок Салтыкова-Щедрина — это народный язык, простой и легкодоступный для понимания. Нельзя не заметить у него и использования традиционных сказочных приемов, например, зачина. Но сатиры резко отличаются от русского фольклора тем, что не имеют счастливой, удачной концовки, ведь это произведения, созданные о народе, о его бесправном положении. Они даже после отмены крепостного права оставались вынужденными подчиняться хозяину и трудиться, не покладая рук. Влияние народного творчества особенно заметно в прямых заимствованиях из фольклора: «жил-был пескарь», «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Сатирик стал одним из тех, кто сочетал в своих произведениях реальность и фантастику. В обыденной для человеческого общества ситуации главными героями его сказок оказывались звери. Одной из главных художественных особенностей М. Е. Салтыкова-Щедрина стало преобладание гипербол и гротеска. Применение этих способов художественного отображения действительности позволило ему решить поставленную задачу: обличать верхние слои общества и показывать подлинную жизнь крестьян. Придавая преувеличенный, фантастический характер своим сказочным образам, автор помог читателям разобраться в действительности. В сказках о народе явно выражено бедствие бесправного человека, который уже привык подчиняться «хозяину-пустоплясу». Сам крестьянин «день-деньской из хомута не выходит, а силы ему набраться неоткуда: такой корм, что от него только зубы нахлопаешь». Эти сказки являются уникальным явлением в русской литературе. А некоторые образы обобщили социальные явления русской жизни и стали нарицательными.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин

 Михаил  Салтыков-Щедрин


Сочинение на тему Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина, Салтыков-Щедрин