А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мир человека в произведениях Солженицына и Шукшина - сочинение


Интерес к душевному миру человека из народа на протяжении 1950 - 1960-х годов углублялся: от художественно-публицистического осмысления жизни человека на селе писатели переходили к погружению в его внутренний мир. Часто носителями народной нравственности становились старики - хранители многовекового уклада деревенской жизни. А. Солженицын обратился к этой теме в рассказе "Матренин двор" (1963). Знаменательно его первоначальное название - "Не стоит село без праведника".

Солженицын показывает жестокое разорение русской деревни, среди которого выстояла простая женщина. Вся жизнь Матрены прошла в обыденных крестьянских трудах и хлопотах, но не о себе думала она, не материальных благ искала. Просто жила в ней жажда каждому помочь, каждого обогреть. Все отдает она людям, даже родные стены не пожалела и умерла страшной смертью, хлопоча о других.

В 1960-е годы выступил с рассказами о русской деревне В. Шукшин - сборник "Сельские жители" (1963). Среди его героев также немало стариков ("В профиль и анфас", "Как помирал старик" и др.), и они так же чисты душой, как и старая Матрена из рассказа Солженицына. Однако главная особенность малой прозы Шукшина - это интерес к "чудикам", простым деревенским людям, обладающим пытливым умом, не лезущим за словом в карман. Они наивны и доверчивы, часто им не хватает образования, но на них, в конечном счете, и держится русская деревня.

Шукшин открыл для нашей литературы и тип "первогорожанина" крестьянина, оторвавшегося от родной почвы, но не прижившегося в городе (рассказ "Выбираю деревню на жительство").

Жизни в деревне посвящали в 1950- 1960-е годы свои произведения многие писатели. На эту тему написаны социально-психологические, семейно-бытовые романы, романы-хроники. В. Фоменко в романе "Память земли" (1961 - 1970) обращается к драматической ситуации вынужденного переселения хутора Кореновского в зоне затопления Волго-Донского гидроузла. П. Проскурин в "Горьких травах" (1964) прослеживает судьбу народа на протяжении послевоенного десятилетия, в том числе и в деревне. Жизнь села Липяги изображает С. Крутилин в одноименном романе (1964).

В исторической перспективе показывает судьбу саратовского села М.Алексеев в романе "Вишневый омут" (1959). В 1964 г. он опубликовал роман "Хлеб - имя существительное", в котором описана жизнь приволжской деревни от коллективизации до рубежа 1950 - 1960-х годов. В эти же годы продолжает работу над своей тетралогией "Пряслины" Ф.Абрамов.


 
Русская литература всегда интересовалась жизнью деревни. Традиционно считалось, что городская культура подпитывается национальным духом, хранителем которого является деревня. Антиномия "железного коня" и "милого жеребенка", прогресса и природы, города и деревни, столь болезненно ощущавшаяся писателями и поэтами еще в 1920-е годы, продолжала существовать, хотя и не присутствовала в парадной "колхозной" литературе 1940 - 1950-х годов. Нужно было время, чтобы активизировались "почвенники", сами выходцы из деревни. Вновь зазвучали слова скорби о судьбе русского крестьянства, появились попытки создать национальный характер. Так родилась деревенская проза - то направление в отечественной литературе, которое дало немало значительных произведений в 1970 - 1980-е. Вторым наиболее значительным жанрово-тематическим течением в прозе 1950 - 1960-х годов были произведения о Великой Отечественной войне. В это время в литературу пришло "поколение лейтенантов" (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков и др.), знавших войну на своем личном опыте. Их произведения противостояли и лакировочным книгам 1940-х годов, и многотомным эпопеям, продолжавшим утверждать мудрость Генштаба и изображавшим Сталина как мудрого полководца. Поколение лейтенантов открыло новый тип героя. Их интересовал процесс становления характера в трагических обстоятельствах войны, которая описывалась как тяжкий каждодневный труд. Исповедальная интонация авторов делала образы воинов живыми. Моральный аспект сделался в их произведениях главным. Таковы повести "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959) Ю.Бондарева, "Журавлиный крик" (1960), "Третья ракета" (1961) и другие произведения В. Быкова, рассказы и повести К. Воробьева, Г. Бакланова, Ю. Гончарова, В.Астафьева, В.Богомолова. Критика недоброжелательно встретила произведения молодых писателей, навесив на них ярлык защитников "окопной правды". Резко отрицательные отзывы вызвала повесть Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр!" (1961). Автора ругали за "гипертрофирование страха", дегероизацию событий. От писателя ждали парадного портрета воина-победителя, а он создал" психологически тонко выписанный характер юноши, оставшегося наедине с беспощадной войной. Изображение локальных событий, в которых принимало участие ограниченное число действующих лиц и которые были предельно сжаты в пространстве и времени, требовало соответствующих жанровых форм. Этим объясняется приверженность писавших о войне в 1960-е годы к малым жанрам (повесть, рассказ).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мир человека в произведениях Солженицына и Шукшина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Солженицын > Мир человека в произведениях Солженицына и Шукшина
Александр Солженицын

Александр  Солженицын


Сочинение на тему Мир человека в произведениях Солженицына и Шукшина, Солженицын