А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Рецензия на цикл «Крохотные мссказы» А И Солженицына - сочинение



Цикл «крохотных» рассказов создавался А. И. Солженицыным в конце 50-х гт. Это лирическая проза, так как в центре повествования здесь находятся не события, а мысли и переживания, вызванные жизненными явлениями и обстоятельствами. По своим жанровым особенностям «крохотки» близки к стихотворениям в прозе И. С. Тургенева, в них сосредоточена необъятная, вечно притягательная и бездонная мысль о мире и человеке. Здесь мы увидим раздумья автора о свободе и красоте, жизни и смерти. Почувствуем его могучее стремление к духовности, его благоговейную и самоотверженную любовь к Родине, его преклонение перед истинно прекрасным в человеке. Эту истинную красоту людей писатель видит в таланте, трудолюбии, умении сохранять в себе человеческое, памяти, бережном отношении к историческим и культурным традициям. 

Центральный образ, объединяющий произведения цикла, — образ самого автора, посредником между ним и читателем зачастую является лирический герой. Что же можно сказать о лирическом герое? В жизни для него главное — свобода. По его мнению, настоящая свобода — это воля, даруемая не людьми, а природой. Это свобода внешняя и внутренняя. Стремление к ней, считает автор, изначально заложено в каждом живом существе. То, насколько человек, общество свободны, служит важнейшим критерием их оценки. По этому критерию лирический герой разделяет мир на живой, светлый и выморочный, безобразный. 

Живой мир — это царство свободы. Она ассоциируется с простором, безграничностью. 
В рассказе «Дыхание» это неисчерпаемый океан исполненного радости жизни воздуха, в рассказе «Озеро Сегден» — огромный круг чистой глади озера, в рассказах «Прах поэта» и «Путешествуя вдоль Оки» перед нами сияет неохватная ширь окской поймы, неоглядных попей, лугового раздолья. Свобода — это основа мира. Герой убежден, что вселенная создана неукротимой бурей, грозой.

Автор размышляет, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. И понимает: «Он — в церквах». И верит, что красота видимая неотделима от красоты, сокрытой от глаз, красоты духовной. Ее воплощение — это церковь. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни — говорится в рассказе «Путешествуя вдоль Оки». Причем церковь в понимании Солженицына олицетворяет не скованность, ограниченность сухими догмами, напротив, повествователь сравнивает храмы с царевнами, резво взбежавшими на пригорки, задумчиво взошедшими на холмы, — живыми, приветливыми девушками. Вера, религия для него — это свобода от соломенной и тесовой повседневности, избавление от разобщенности, от одиночества. Она поднимает людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги. Человек, искренно верующий, умеющий видеть красоту, — свободен. Такой человек может быть мудрым правителем, талантливым поэтом, славным защитником отечества, неутомимым тружеником, гениальным мечтателем. Любовью и уважением овеяны образы Ингваря Игоревича, Якова Полонского, безымянных фронтовиков и крестьян.


 
Мелкие черты убогого быта деревни Константиново приводят повествователя к размышлению о загадке таланта. Он убежден, что поэтическое дарование — это небесный огонь, великая милость Божья, это, прежде всего, умение видеть красоту, которую тысячу лет топчут и не замечают. Поэт умел мечтать, его душа была богата и ярка, поэтому он, даже сознавая порочность окружающего мира, верил, что изначально предназначено этому миру быть гармоничным и светлым. Пошлость повседневного существования не заглушила таланта. Поэт не утерял своей необычайной чуткости, своего дара. Лирический герой «крохоток» обладает чуткостью к миру. Многое из того, мимо чего мы проходим равнодушно, вызывает в этом человеке глубокие размышления о смысле и самой природе жизни. Автора восхищает сила жизни. Он спешит заметить ее проявление даже в вязовом бревне. В такой тяге к жизни он видит залог ее вечного продолжения, считает дар существования во вселенной самым драгоценным даром, поэтому убежден, что не вправе отнимать его даже у дерева. Автор также считает, что люди связаны не только со вселенной, но и с родиной неведомой силой, она дает им мужество «преодолевать ужас», облагораживает и дарует способность к возвышенным порывам и подвигам. В самопожертвовании человека, если родине угрожает опасность, люди видят свой долг и единственно возможный путь, так как все их надежды, идеалы, стремления связаны с гибнущим домом. Жизнь без него немыслима.. Герой-рассказчик сам любит Россию, поэтому понимает это чувство в других. При этом нельзя не отметить своеобразия его любви к родине. В прошлом он видит красоту и величие, восхищается ими. Например, в рассказе «Города на Неве» герой любуется дворцами и храмами Петербурга. Они символизируют для него славную историю России. И все это было. Все в прошлом. В настоящем же герой отмечает, прежде всего, уродство и порочность жизни. Современный мир — это и есть тог выморочный, безобразный мир, который Солженицын противопоставляет всему живому и светлому. Все здесь — полная противоположность царству свободы и вечных ценностей. Все несвободно. Это мир ограничений, замкнутый. Душная тюрьма, звериные клетки пятиэтажных домов, закрытые дороги, колония в дощаном заборе с колючей проволокой, «кондитерские небоскребы», «пятиэтажные коробки», это адов круг воя и рева, сумасшедших скоростей и машинной цивилизации. Итак, перед нами два мира, описанных Солженицыным в цикле «Крохотные рассказы». В мире живом сосредоточены все его идеалы, оттуда происходят все убеждения, туда устремлены мечты и надежды. Мир выморочный, пороки людей, духовно к нему принадлежащих, писатель безоговорочно отвергает. В своих обвинениях он бывает резок и жесток, ироничен и желчен. Происходит ли это оттого, что автор ненавидит современников? Думается, нет. Он ненавидит их пороки, но никак не самих людей. Человек для него — подобие Божие. Его жизнь—драгоценнейший дар. Ненавидеть человека для писателя немыслимо. Он осознает свою принадлежность к поколению грешников. Со страстной горечью обвиняет он современников, обвиняет и жалеет, страдает сам от их заблуждений. Думается, автор «крохоток» верит в людей, верит в то, что они придут к высоким идеалам.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Рецензия на цикл «Крохотные мссказы» А И Солженицына. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Солженицын > Рецензия на цикл «Крохотные мссказы» А И Солженицына
Александр Солженицын

Александр  Солженицын


Сочинение на тему Рецензия на цикл «Крохотные мссказы» А И Солженицына, Солженицын