А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Солженицын > Женские образы в творчестве Александра Солженицына
Женские образы в творчестве Александра Солженицына - сочинение
Творчество Александра Исаевича Солженицына богато и разнообразно. Написанные прекрасным русским языком, его произведения неизменно оставляют по прочтении сильное впечатление. О Солженицыне можно много говорить – о тематике и стилистике его произведений, композиционных особенностях и прочее и прочее. Но мне хотелось бы особенно отметить и проследить типологию женского образа в произведениях писателя. У Солженицына (как, впрочем, и у любого автора), женские образы имеют свои характерные особенности. Женские образы – вообще особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются катализаторами событий, непосредственными их участниками; зачастую без них сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому и у женщин в его произведениях — отдельная судьба. В таком объемном произведении, как "В круге первом", написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют непосредственную роль. (Вообще так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями — они чаще становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических.) Жизнь — это переплетение человеческих судеб, и, как и в жизни, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь "сильными мира сего". В романе "В круге первом" женщинам отведена участь верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но несвободных по разным причинам. Солженицынские героини поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Образ девушки Агнии силен своей необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушка была откуда-то не с земли. По несчастью для себя она была утонченна и требовательна больше той меры, которая позволяет человеку жить. Есть в ней нравственность, одухотворенность. И еще одно качество, принадлежащее большинству женских образов писателя. По крайней мере тех, в которых автор вкладывал особый смысл. Эта особенность — человеческая странность. Героини Солженицына как бы "не от мира сего". Часто они одиноки, их не понимают даже самые близкие люди. Порой их внутренний мир настолько сложен, необычен и велик, что, будь он разделен на несколько человек, никто из них не чувствовал бы себя обделенным. Они редко находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться к ним соучастием, выслушать и понять. Девушку Клару считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в Иннокентии Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам является странноватым даже для собственной жены.
…Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы ответить!" Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, не смотря поверхностным взглядом, видеть душевную красоту и наполненность. Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий. Отсутствие красоты позволяет объективно оценить женский образ по общечеловеческим критериям. Произведение "Матренин двор" написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа "В круге первом". В ней и во внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. "В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!.." У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. И в тоже время в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша". Есть у Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с воли, с глубокой душой и добродушной труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не слишком вызывают симпатию автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до "странной" Клары с ее одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомысленны и приземлены, хотя и прекрасны внешне. Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и глубоким. Солженицын упоминает "праведника" в рассказе "Матренин двор" и не случайно. Это может с какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в то же время не забыть о человечности и нравственности, оставаться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духовность. Итак, в произведениях Солженицына нет "повальной идеализации" женщины – как и в реальности, вы найдете в его книгах женщин алчных, холодных и грубых, но они словно проходят мимо. Пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, писатель хранит в своем сердце образ женщины — прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким каков ты есть. Именно такие женщины являют собой характерный женский образ в произведениях Солженицына.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Солженицын

Александр  Солженицын


Сочинение на тему Женские образы в творчестве Александра Солженицына, Солженицын



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Сочинение про маму
  4. Сочинение на тему моя малая Родина
  5. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  6. Мой учитель сочинение
  7. Анализ стихотворения Блока Россия
  8. Легко ли быть молодым
  9. Сочинение мой день рождения
  10. Сочинение на тему Россия
  11. Сочинение на тему моя любимая фотография
  12. Мои увлечения сочинение
  13. Что значит быть интеллигентным человеком?
  14. Теркин кто же он такой
  15. Образ мастера
  16. Сочинение про друга
  17. Сочинение на тему тринадцатый подвиг Геракла
  18. Сочинение на тему экология
  19. Каким должен быть настоящий человек?
  20. Анализ стихотворения Гумилева