А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф Сологуба - сочинение



 Качает черт качели
    Вперед -- назад, вперед -- назад...
    Ф. Сологуб
    
    Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: "О Блоке можно было написать умер. И о Розанове. Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он -- болыпевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета... что даже удивительно (или, на- против, не удивительно). Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет..."
    Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике -- весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление "Сологуб в мире". Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали.
    Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной:
    
    ...Хочу конца, ищу начала,
    Предвижу роковой предел.
    Противоречий я хотел,
    Мечта владычицею стала.
    
    Его влечет образ таинственной звезды -- "звезды Маир". Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю.
    Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.
    В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его "мечта и действительность" в вечной игре с его душой -- это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о "чертовых качелях". Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать:
    
    Потягайся с ведьмой мудрой,
    Силу в силе покажи...
    О, Кузмич мой беднокудрый,
    Ты меня заворожи!
    
    Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна:
    
    ...Ты не в круге, весь ты в точке,
    Я же в точку не вмещусь...
     ...будешь умирать,
    И тогда поймешь и примешь
    Троецветную печать...
    
    Для придачи "волшебники" своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы:
    
    Водой спокойной отражены,
    Они бесстрастно обнажены
    При свете тихом ночной луны.
    Два отрока, две девы творят ночной обряд...
    
    Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать -- он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу.
    Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда -- темные силы властвовали в его поэзии:
    

 
Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: "Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону". Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги... Кто-то зовет: "Помоги!" Как помогу? Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал -- Что я могу?.. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути... Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу. Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес... -- то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары... На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность -- поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком "Двенадцати" он охладел и к нему. Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели... Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, -- Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, -- Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. "Чертовы качели", описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились. Основились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф Сологуба. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сологуб > «Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф Сологуба
Федор Сологуб

Федор  Сологуб


Сочинение на тему «Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф Сологуба, Сологуб