А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственный выбор героев в повести В Быкова "Сотников" - сочинение


"Война есть противное человеческому естеству состояние", писал Л.Толстой. и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и др. В по вести Быкова "Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести Сотников и Рыбак в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Идя на выполнение задания, они по разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более
подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, ко
торый всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов
к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыха
ния остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было
собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить
смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она челове
ку, чтобы беззаботно относится к ее концу".

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все,
кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на
путь предательства только во имя спасения собственной жизни.

Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал
Следователь предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака:
"Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь хитрым и жестоким.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но
это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшихся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я партизан, остальные тут ни при
чем". Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в
полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других то же, что с себя. Рыбак стал для



 
него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чегото. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" следует ответ. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики одно из самых сильных качеств повести "Сотников". Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так страдания за на род, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственный выбор героев в повести В Быкова "Сотников". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сотников > Нравственный выбор героев в повести В Быкова "Сотников"
Сотников

Сотников


Сочинение на тему Нравственный выбор героев в повести В Быкова "Сотников", Сотников