А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема нравственного выбора (по повести В Быкова «Сотников») - сочинение



Есть в судьбе любого человека событие, которое ставит его перед проблемой нравственного выбора, которое определяет всю его жизнь, обнажает его духовную сущность. Для поколения Василя Быкова таким событием стала война. Писатель-фронтовик снова и снова обращается к этой теме, словно боясь не успеть рассказать читателю о самом главном, что открыло ему это страшное испытание. Быков исследует логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, обнажает его внутреннее душевное противоборство. Принципиально важным для писателя является взгляд на войну через призму отдельной человеческой судьбы. Такой взгляд лишен приблизительности и фальши. Проблема ответственности человека — вот что волнует писателя. Его герои всегда находятся в процессе духовной эволюции, нравственного роста, и каждый их поступок приоткрывает читателю содержание их внутреннего мира. Основой сюжетов произведений Быкова является ситуация выбора.

В повести «Сотников» изображены события 1942 года, когда партизанский отряд посылает двух бойцов на задание. Сотникову и Рыбаку предстоит раздобыть пропитание для своих боевых товарищей, которые оказались в очень сложной ситуации. Отряд окружен, а в нем женщины, дети, раненые. Автор проводит своих героев через целый ряд обыденных ситуаций, давая возможность каждому проявить себя. У читателя может сложиться впечатление о слабости и неприспособленности Сотникова, который не отличается физической силой и крепким здоровьем. Зато Рыбак сначала кажется человеком, способным решить любые проблемы.

Испытание пленом по-новому освещает характеры героев. Каждый из них действует в этой ситуации, исходя из собственных нравственных представлений. Сотников, тщедушный и слабый с виду, поражает читателя удивительным самообладанием и мужеством. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу», — делает он свой нравственный выбор. Иначе ведет себя Рыбак. Он хитрит, ловчит, вступает в двойную игру с немцами, пытаясь выторговать себе жизнь. Он не хочет становиться предателем и всеми силами старается остаться в живых. Автор показывает, что нравственный проступок в этом случае неизбежен, и Рыбак, сам не желая того, приходит к предательству и становится палачом своего товарища. Для Быкова очень важно увидеть истоки нравственной победы и поражения героев. Всю жизнь Сотников предъявлял себе суровый и честный счет. «И он ни разу не солгал ни отцу, ни кому-либо другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза». Не ссылаясь на свою болезнь, он идет на трудное задание, а попав в плен, достойно и мужественно принимает неизбежное. В Рыбаке же всегда была некоторая нравственная слабинка. Он всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход».



 
Автор делает финал повести отрытым, оставляя за героем право выбора следующего жизненного шага. Быков избегает одномерности в оценках героев, и это одно из выражений его гуманистической позиции. Не каждый человек способен на геройство, но каждый может и должен отвечать за совершаемые им поступки. Люди должны нести бремя ответственности за принятые решения, за сделанный нравственный выбор. От этой ответственности никогда не уйти. Такова позиция автора, с которой нельзя не согласиться. И писатель, который берется за такую тему, должен обладать непререкаемым моральным авторитетом, способностью и своей жизнью подтвердить право на этическую бескомпромиссность. Эту трудную духовную работу взвалил на свои плечи человек, чье имя стало синонимом честности, несгибаемости. Особенность таланта Василя Быкова в том, что он может видеть в общем частное, конкретное. Эпическая сторона изображения происходящего его занимает меньше, чем этическая, а главная проблема его творчества — проблема нравственного выбора, который неизбежно встает перед каждым его героем. Специфика дарования писателя отразилась и в одном из последних произведений, рассказе «Очная ставка». Главный герой повествования — военный инженер Булавский, в личной судьбе которого «не было ничего особенного, она была как у многих — с общим большим несчастьем и маленькими иллюзорными радостями». Раньше у него был дом, любимая жена Нина, «дочь Оленька — ласковый смышленый ребенок». Но война отняла все, что он имел, чем дорожил, во что верил. В первые же дни боев офицер попадает под бомбежку, переносит предательство однополчан, ранение. Но ему помогают две польские женщины, которые не теряют надежды увидеть своего сына и мужа Юрека. Они скрывают Булавского у себя дома. Защищая свою спасительницу от домогательств полицаев, герой Быкова обрекает себя на муки концлагеря. В этом порыве — его человеческая суть, его нравственный выбор. Попав к «своим», он проходит через новые испытания. Ему, подозреваемому в шпионаже, вернуть доброе имя и свободу может только очная ставка с его женой. Но Нина «не узнает» мужа, ей незачем «воскрешать» его из мертвых, ведь у нее новая семья, новый муж. И снова герой перед выбором: принять или не принять решение любимой женщины, смириться с произошедшим или доказывать свою невиновность, разрушая тем самым спокойствие Нины. Булавский делает вид, что не знает ее, оберегая жену от тяжелых воспоминаний и неприятностей, «может, и правильно он поступил — так будет лучше». Автор здесь словно бы отходит в сторону. Он лишь описывает накаленную атмосферу очной ставки и мысли Булавского. А роль судьи, как нередко у В. Быкова, отводится читателю. Что же такое очная ставка? Это ситуация нравственного выбора, это проверка людей на прочность их моральных принципов, верность, человечность. Героиня не проходит ее, и жизнь главного героя искалечена, сломлена вера, растоптана хрупкая надежда. Мы оставляем героя, ошеломленного встречей с женой, с неутоленной отцовской нежностью в сердце и полной неизвестностью впереди. Именно этот человек, по логике автора, заслуживает наше уважение и восхищение за благородство и достоинство, стойкость и терпимость, но его судьба вызывает и глубокое сострадание. Символичен открытый финал рассказа, полны горечи последние строки: «О себе почему-то не хотелось думать, он не распоряжался собой. Ни теперь, ни в прошлом. Им распоряжались другие. Люди, начальство, судьба. И так всю жизнь. Всю его проклятую, беспросветную жизнь...» Автор верен себе, выявляя глубинные основы человеческого характера, изображая духовные взлеты и падения. Благородство или предательство, верность или измена — третьего не дано, по мнению В. Быкова. Он убежден в том, что войной в узком смысле должны заниматься историки, а художник должен быть сосредоточен на нравственных проблемах: «кто в военной и мирной жизни гражданин, а кто — шкурник». Вот почему все его герои так или иначе проходят чистилище нравственного выбора, раскрывая до конца свое духовное содержание.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема нравственного выбора (по повести В Быкова «Сотников»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сотников > Проблема нравственного выбора (по повести В Быкова «Сотников»)
Сотников

Сотников


Сочинение на тему Проблема нравственного выбора (по повести В Быкова «Сотников»), Сотников