А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роман трактат Руссо «Эмиль или о воспитании» - сочинение

Начало 60-х гг. был самым плодотворным периодом в творческой биографии Руссо. После выхода «Новой Элоизы» он стал одним из видных писателей эпохи. «Общественный договор» стал вершиной политической мысли XVIII ст., а роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который увидел мир через два месяца после обнародования «Общественного договора», намного опередил педагогическую мысль XVIII ст. Руссо впервые систематически изложил теорию естественного воспитания, которое учитывает особенности физического, умственного и морального развития ребенка на разных этапах формирования ее личности. Писатель предложил три важных принципа: о целесообразности естественного воспитания, об отличиях между взрослыми и детьми, о внутренних отличиях между этапами развития детей.

Обосновывая первую мысль, Руссо пишет: «Воспитание… нам дает или природа, или люди, или вещи». Эти способы воспитания должны находиться в единстве, иначе человека будут разрывать разногласия. Но воспитание со стороны природы от нас не зависит, а со стороны вещей - лишь частично, и только третьим способом воспитания человек может руководить. Затем Руссо утверждает: «Поскольку единство трех способов воспитания необходимо для его совершенства, то два другие вида нужно направлять в соответствии с тем, на который мы не имеем ни одного влияния», а поэтому, «воспитание должно быть естественным», т.е. основанным на законах природы.

Это утверждение разрешает обосновать второй вывод: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми… У детства свои собственные взгляды, свой собственный способ мышления и чувств, и крайне необдуманно стараться заменить его нашим…»

Из ориентации на природу вытекает и третий тезис - о разных этапах в формировании человека. Учитывая это, Руссо разделяет рассказ о воспитании Эмиля на четыре части. Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». В книге второй - «Детский возраст» - речь идет о Эмиля от 2 до 12 лет. Книга третья - «Отрочество» - посвященная периоду от 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется «Юношеский возраст» и охватывает жизнь Эмиля от 15 лет вплоть до его бракосочетания.

Три главных тезиса определяют цель воспитания, его содержание и методы осуществления. Цель воспитания, по Руссо, состоит в по возможности лучшей подготовке воспитанника к жизни: «Жить - вот ремесло, секреты которого я хочу ему передать. После моей науки он не будет - с этим я соглашаюсь - ни судьей, ни солдатом, ни священником: он, прежде всего, будет человеком…» Руссо настаивает на том, чтобы ребенок изучал действительность, непосредственно с ней контактируя: «…Не нужно другой книги, чем мир; не нужно других установок, кроме фактов. Читая, ребенок не думает, она только то и делает, что читает; он не учит, а изучает слова». Вот почему Руссо считает, что ученики должны довольно поздно браться за чтение. В подростковом возрасте он предлагает читать лишь «Робинзона Крузо» Д. Дефо.

Эту книгу Руссо избрал совсем не случайно. В ней возвеличивается физическая работа, а Руссо использует работу в системе обучения и воспитание. Он считает работу непременной обязанностью человека, который живетв обществе: «Каждый гражданин, который баклушничает - богатый или бедный, сильный или хлипкий - является мошенником». Руссо - сторонник ручной работы, ведь именно она лучше  всего отвечает естественному положению вещей. Каждый должен овладеть земледелием и ремеслом. «Юноши, проявите в своей работе руку мужчины!» - призывает Руссо, насмехаясь над продавцами модного товара, портными, представителями других «женских» профессий. Философский взгляд на вещи, на политику и мораль должен формироваться в юношеском возрасте. Только теперь, в конце концов, может стать в приключении история, воспитание с помощью книг.


 
Весьма интересной является также методика воспитания, которую разрабатывает Руссо. Это так называемое «свободное воспитание», в котором вместо словесного обучения происходит получение личного опыта, а наказанием служат естественные следствия совершенного поступка: «Не давайте своему ученику ежедневных словесных уроков, он должен приобретать знания лишь по опыту; не наказывайте его совсем, ведь он не знает, что такое быть виновным; никогда не принуждайте его просить извинения, ведь он не сумел бы вас обидеть», - пишет Руссо. Если ребенок разбил стекло, то наказанием будет холод в комнате, если мальчик загрязнил и затрепал одежду, то наказанием для него будет неопрятный внешний вид. К четырем книгам о воспитании юноши Руссо прибавил пятую книгу - о воспитании девушки. Писатель возражал против одинакового воспитания и обучения юношей и девушек. Поскольку цель воспитания девушки состоит в подготовке ее к роли образцовой жены и матери, то она испытывает изменения и содержание всей воспитательной деятельности, и круг дисциплин и ремесел, которые нужно изучать. Но сама методика почти не изменяется. Она основывается на практической важности знаний, которые ребенок получает в процессе обучения и воспитание: «…Важно не то, чтобы он учился тому или другому, а то, чтобы он понимал, что именно он изучает и зачем это ему нужно…» Задача воспитателя - сформировать мотивы той деятельности, которая кажется взрослым необходимой: «Прежде всего, вы должны навсегда запомнить, что лишь в редчайших случаях вам придется указывать ребенку, что он должен изучать: это его дело - желать, искать, находить; ваше дело - сделать обучение доступным для него, мастерски зажечь в его душе искру желания и предоставить ей средства для удовлетворения этого стремления». Но «Эмиль» - не только трактат, это также и роман. Затем биография мальчика служит своеобразной иллюстрацией к трактату о воспитании. В романе речь идет о юноше Эмиле, о его воспитании, овладении ремеслами, о его любви к Софи и счастливое бракосочетание с ней. Тем не менее Эмиль не является образом живого человека, наделенного индивидуальными чертами, это художественно-философское обобщение, персонифицированное представление о человеке вообще (то самое можно сказать о Софи, об Учителе, в описании которого Руссо изобразил самого себя). В трактате о воспитании Руссо прибегает к художественному эксперименту: писатель изображает определенного человека, который находится в исследовательских условиях и олицетворяет все человечество (именно поэтому он ни плохой, ни хороший, ни умный, ни глупый). Книга «Эмиль, или О воспитании» сразу же после выхода в мир получила восторженных почитателей и отчаянных врагов. Читателей особенно ошеломил эпизод из четвертой книги, которая получила название «Исповедь савойского викария». В этом фрагменте Руссо сокрушительно подвергает критике официальную церковь, излагая свою «религию сердца». Церковь немедленно ответила крайне решительными мерами. «Эмиль» было осуждено к «смертной казни» - палач сжег книгу на одной из парижских площадей. А через неделю отчаянные враги французских католиков - швейцарские протестанты - также сожгли книгу Руссо. Автор долго не мог найти приюта: везде вельможи прогоняли его, а церковники натравливали на Руссо простых людей, распространяя слухи о том, что он - колдун. На протяжении некоторого времени Руссо жил у английского философа Д. Юма. Здоровье писателя очень пошатнулось. Кроме физических болезней, Руссо страдал от разлада психики - у него появилась мания преследования. Тем не менее, не смотря ни на что, он продолжал работать.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роман трактат Руссо «Эмиль или о воспитании». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинение отзыв на прочитанное произведение > Роман трактат Руссо «Эмиль или о воспитании»
Сочинение отзыв на прочитанное произведение

Сочинение отзыв на прочитанное произведение


Сочинение на тему Роман трактат Руссо «Эмиль или о воспитании», Сочинение отзыв на прочитанное произведение