А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Самуил Яковлевич Маршак – поэт переводчик драматург - сочинение



В 1927-1937 годах центрами притяжения для детских писателей были кружок исследовательницы детского фольклора О.И.Капицы, ленинградская редакция Детиздата (Детгиз), редакция детских журналов «Новый Робинзон», «Чиж» и «Еж». Постепено сложился круг единомышленников - редакторов детских книг. Литератор И.А.Рахтанов назвал этот круг «академией Маршака». В академии оттачивалось редакторское мастерство, вырабатывался стиль работы с молодыми авторами, в том числе и будущими классиками детской литературы: Л.Пантелеевым, Д.Хармсом, Н.А.Заболоцким и др. Маршак превыше всего ставил хороший вкус, умение отличать высокую литературу от псевдолитературы. Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, форомление, щрифты и формат, качество печати. Маршак не терпит «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких»  - так звучит его девиз.

Это издательство называли «университет» для иллюстраторов детской книги. Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он вместе с поэтессой Е.И Васильевой написал ряд пьес-сказок,среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие».

Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором.Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но выразительны. Особенности этих пьес - повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.

  Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: « Двенадцать месяцев», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами - всем тем, чем богат народный театр.

За основу пьесы  «Терем-теремок» (1940) взята известная народная сказка. Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпуклость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые - Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Переработке подверглись сюжет и композиция: появились пролог и эпилог, новые мотивы (напр, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими обстоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательства со стороны лисы, нападение хищников на Теремок, «искушение» петуха и его похищение, расправа с лисой). Конфликт между добрыми обитателями теремка и злыми хищниками разрешается в пользу первых при горячем одобрении зрителей. Пьеса написана стихами, чередующимися с прозаическими репликами, герои говорят точными, музыкальными фразами, лаконичными, как в басне. В текст включены народные пословицы, идиомы («Вот живут они - лягушка, / Петушок и мышь-нарушка. / Их водой не разольешь».) кроме того, Маршак использовал мотивы и поэтические приемы детских песенок, считалок, прибауток, загадок.   

 «Кошкин дом» - пьеса-сказка, которую можно было бы назвать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, я сюжет к ней разработан самостоятельно». Песенка такая:

    * «тили-тили-тил-бом!
    * Загорелся кошкин дом,
    * Кошка выскочила,
    * Глаза выпучила.

 
* Бежит курица с ведром, * Заливает кошкин дом». Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал её более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завершение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действие в ней сконцентрированы вокруг одного центра - дома. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их четкой расстановке и яркой характерности каждого. В последней редакции Маршак ввел разказчика и звучный многоголосый хор в начале и вконце. Хор - примета древнегречесокого театра. Опирался Маршак в «Кошкином доме» и на традиции народной сатирической сказки, и литературной басни. Он создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Детское ощущение чистоты собственного мира находит подтверждение в образе котят. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены друг от друга безо всяких отговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение происходит. Бывшие друзья отварачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогнала, - эти незлопамятные дети - дают ей приют и делятся последней коркой хлеба. Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев» (1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев». Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словацикой сказки. «Двенадцать месяцев» - лирическая комедия со сказачно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержание пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения. Композиция пьеса интересна тем, что действие то разварачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец, профессор, гофмейстерина, «западные» королева, канцлер, послы, прокурор). Встреча героев в четвертом действии усиливает сказочность пьесы: эта встреча так же невероятна, как подснежники зимой. Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, - и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновение между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. Две главные героини, королева и падчерица, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от вполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно дворцовым королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт - в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание. Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворения даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Всё в стихотворениях Маршак полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно своершаются какие-то происшествия, перемены. Динамична каждая строфа, упруг ритм, отчетливо звучит каждое слово. Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; нетеряя цельности, он о разбивается на ряд маленьких стихотворения, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотвоорный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр. Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличает зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» - имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье бвло сомнительным - с позиции критиков-педологов. «Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация - приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Повторяется ситуация, но менятеся голос няньки, меняются интонации просьб мышки-матери и отказов мышонка. Маршак прибегнул к сложному для малышей виду комического - иронии, требующей особой чувствительности к подтексту, смыслу, заключенному «между строк». Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, / Чемодан, / Саквояж, / Картину, / Корзину, / Картонку, / И маленькую сабочонку» («Багаж»). В стихотворении «Вот какой рассенянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа - новое подтверждение смешной рассеянности. Герой - человек взрослый, и оттого он еще более смешон.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Самуил Яковлевич Маршак – поэт переводчик драматург. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинение отзыв на прочитанное произведение > Самуил Яковлевич Маршак – поэт переводчик драматург
Сочинение отзыв на прочитанное произведение

Сочинение отзыв на прочитанное произведение


Сочинение на тему Самуил Яковлевич Маршак – поэт переводчик драматург, Сочинение отзыв на прочитанное произведение