А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Чарующие строки поэзии Фирдоуси - сочинение

Фирдуоси родился в г. Тус (историческая область Хорасан в Восточной Персии), там же и умер. В шедевре поэта — объемной эпической поэме « Шах-Наме» (букв. «Книга царей») упоминается о его освобождении от налогов, о материальном затруднении, почти голоде, которые он испытал в старости. Придворным поэтом Фирдуоси никогда не был: его фамилии нет среди одописцев, он и сам не считал себя панегиристом. В зрелом возрасте взялся окончить эпопею Дакики, а фактически почти по-новому создал ее. Над поэмой Фирдуоси работал от двадцати до тридцати пяти лет. Приводятся разные даты ее окончания — от 994 до 1010 г. Когда поэма была закончена, она из-за кризиса Саманидского государства не могла заинтересовать кого-то из властителей. Через много лет был создан новый вариант поэмы с посвящением властителю Газни — Махмуду: поэт, очевидно, хотел обнародовать свою работу и, кроме того, нуждался в деньгах.

Согласно одной из легенд, в которой речь идет о конфликте поэта и властителя, Махмуд прислал вместо обещанного золота серебро. Оскорбленный автор раздал эти деньги первым встречным. Опасаясь гнева султана, Фирдуоси бежал из Газни и написал сатиру на Махмуда. На западе Ирана он якобы написал поэму на сюжет повести из Корана «Юсуф и Залиха», в которой покаялся в воспевании «язычников». До этого времени и Махмуд уже осознал свою вину перед поэтом. Он отослал Фирдуоси дорогие подарки, но было уже весьма поздно: поэт умер. Его похоронили как еретика-шиита не на мусульманском кладбище, а на его земле.

« Шах-Наме» — большая по объему эпопея. Ее можно поделить на три части: мифологическую, героическую и историческую. Хотя сам автор описывает пятьдесят царствований (отсюда и название работы — «Книга царей»), тем не менее « Шах-Наме» не версификационная династийная история, а эпический синтез, единственный в своем роде, удивительный в плане объединения универсальности и внутренней целостности; это собрание огромного количества мифологических рассказов и исторических легенд, любовных поэм и стихотворных летописей, лирических размышлений и поучений.

Можно выделить четыре кульминационных пункта в развитии сюжетов в « Шах-Наме». В мифологической части — это эпизод восстания кузнеца Кавы; в героической — трагедия Сиявуша; в промежуточном эпизоде — описание утопической страны брахманов, куда проник Искандар; в исторической части — восстание Маздака.

В мифологической части показано, как постепенно возрастает власть человека над девами (дивами) и достигает апогея при властвовании мудрого Джамшида. Тем не менее, Джамшид возгордился, противопоставил себя всему человеческому сообществу, вообразил, что он — центр Вселенной. Служение людей Добру Джамшид захотел заменить служениям ему, и здесь немедленно настала отплата. Царь-Дракон Заххак уничтожил его и на тысячу лет установил свою власть. Но и под властью Заххака благородные люди делают добро. К таким принадлежат благочестивый Арманак и прозорливый Карманак, которые каждый раз сохраняли жизнь одному из двух юношей, которых жертвовали царю-дракону. Вельможная верхушка приспособилась к Заххака. Настоящий отпор царю-дракону готовится в среде простонародья, возглавляемой кузнецом Кавой. Сцена столкновенья кузнеца с царем по драматичности — один из ярчайших в « Шах-Наме» эпизодов. Именно Кав-кузнец посадил на трон благочестивого Фаридуна. Вся история царей Ирана, описанная в « Шах-Наме», начинается с этого восстания.



 
В героической части, этой настоящей Рустамиады, мы видим, как из-за того, что братья Тур и Салм коварно убили Ираджа, начинается беспрерывная кровавая битва между потомками Ираджа и Тура, иранцами и туранцами. Потомок Ираджа Манучехр мстит туранцям. Афрасиаб нападает на Иран и уничтожает его жителей. За справедливое дело своей отчизны вступает в борьбу любимый народом иранский богатырь Рустам. В разгаре кровопролитных стычек появляется иранский царевич Сиявуш, носитель военной чести и благородства, человеческой чистоты. Поэт провел его через испытание огнем, и счастливый конец добавил еще больше блеска образу Сиявуша. Сиявуш выступает как борец за мирную жизнь на земле. Он строит города Сиявушгард и Гангдиж, его не волнует личная судьба, но он предчувствует, что если его убьют, то снова вспыхнет война между Ираном и Тураном. Предчувствие Сиявуша оправдалось: он погиб по повелению Афрасиаба. Рустам мстит за убитого Сиявуша, и снова начинается война Ирана и Турану. Если войны Турану и Ирана до Сиявуша были с обеих сторон лишь местью за убитых царевичей, то в кровавых боях Ирана и Турану после смерти Сиявуша можно уже увидеть борьбу иранских богатырей за установление на земле мира. В этом настоящее величие образа Сиявуша и всей « Шах-Наме». В легенде об Искандаре кульминационный момент — встреча Искандара с брахманами. Именно эта легенда легла в основу замечательной социальной утопии о царстве справедливости на земле, о стране всеобщего равенства и труда в поэме « Искандар-Наме» Низами. Этот рассказ приводится в « Шах-Наме» непосредственно перед исторической частью. Дальше справедливость или несправедливость царей Фирдуоси оценивает, будто под углом зрения именно этой социальной утопии: заботится ли царь о благополучии своих соотечественников, об их счастье и благосостоянии, или он жадный и себялюбивый. Кульминационный пункт исторической части — восстание Маздака, которое органичнее всего связано с этой утопией. Описывая восстание Маздака, поэт показывает, что народ борется за свое счастье и равенство, а не просто мечтает об утопическом царстве бедных брахманов в далеких горах. Восстание под руководством Маздака (нач. VI ст.) было массовым народным движением, которое, распространившись не только в Иране, а и в Аравии и Армении, покачнуло основы Сасанидской государственности. Идеей этого движения было возражение богатству и большой собственности как наибольшего зла в мире, как творение Ахримана. Фирдуоси конкретно и образно раскрыл свою любимую идею борьбы Добра и Зла, неизбежности победы Добра над Злом. Поэт, который ставил перед собой задачу художественным словом доказать законное право иранских царей на власть, пришел к заключению, что наивысший закон, высочайшее Добро — благо народа. Анализ « Шах-Наме» обнаруживает пересечение в поэме двух линий: одна линия находит свое выражение в панегирике Аллаху и султану в начале эпопеи, в последовательной защите идеи законного властителя, в определенной идеализации прошлого, в проповеди рыцарской этики. Другая проявляется в прославлении ума, в поэтизации доисламских народных рассказов и легенд, в воспроизведении средневековой социальной утопии — изображении страны имущественного равенства и справедливости, в сочувственном рассказе о восстании Маздака, в проповеди идеи «доброго царя» и, в конце концов, в структуре поэмы: почти две ее трети посвящены не царям, а популярнейшему народному герою Рустаму и трагическому образу Сиявуша. Эпопея, которая начинается панегирическим посвящением султану Махмуду, заканчивается острой сатирой на него. Фирдуоси изображал жизненные явления, природу и человека на двух уровнях - внешнем и внутреннем. Внешне в « Шах-Наме» представлено сугубо эпическое изображение героев. Здесь поэт подражает народному эпосу. Вместе с тем в « Шах-Наме» заметна склонность к драматическому изображению: в замечательных, своеобразных диалогах раскрывается внутреннее состояние героев.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чарующие строки поэзии Фирдоуси. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинение отзыв на прочитанное произведение

Сочинение отзыв на прочитанное произведение


Сочинение на тему Чарующие строки поэзии Фирдоуси, Сочинение отзыв на прочитанное произведение