А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Что выше истина или родина - сочинение

    Не пытайтесь свести Родину
    к телесному, к земле и природе...
    Посмотрите: силою судеб мы
    оторваны от всего этого, а она
    незримо присутствует в нас.
    И. Ильин
    
    Я считаю, что вопрос о Родине и Истине, поставленный таким образом, совсем не риторичен для нынешнего поколения россиян. Потому что много лет мы живем с готовыми формулами на этот счет. Например, А. Блок сделал вывод:
    
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    
    Это блоковское нравственное откровение стало на долгие годы традиционным, обязательным для наших писателей и общепринятым для наших читателей. Почему-то не был услышан и не был понят такой мыслитель, как Петр Чаадаев, который, по-моему, мыслит в этом вопросе гораздо шире Блока: "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я на- хожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной".
    Мне, современному человеку, знающему из истории путь родины и являющемуся свидетелем сегодняшних событий, несомненно, ближе мысль Чаадаева. Не умоляя величия для русской литературы А. Блока, я все же увидел в его понимании родины "слепую влюбленность", о которой говорил Чаадаев. В этом смысле, я считаю, А. Блок был более созвучен советскому времени, которое просто требовало такой любви от граждан.
    Если внимательно оглядеться, то окажется, что в русской литературе полемика на эту тему ведется давно. Федор Иванович Тютчев, опечаленный видом современной ему России, пишет:
    
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа --
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа!
    
    Не поймет и не заметит
     Гордый взор иноплеменный,
    Что сквозит и тайно светит
     В наготе твоей смиренной.
    


 
Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. Здесь уже -- не слепая любовь, хотя стихотворение написано гораздо раньше блоковского. Но это, по-моему, выражение смиренной рабской любви. Любви, основанной на христианском отношении к страданиям. Такая любовь находится в пространстве между ИСТИНОЙ и РОДИНОЙ. Она вряд ли способна на порыв к действию, к созиданию. Это заметил Алексей Константинович Толстой и вступил с Тютчевым в полемику: Одарив весьма обильно Нашу землю, Царь Небесный Быть богатою и сильной Повелел ей повсеместно. Но чтоб падали селенья, Чтобы нивы пустовали -- Нам на то благословенье Царь Небесный дал едва ли! Мы беспечны, мы ленивы, Все из рук у нас валится, И к тому ж мы терпеливы -- Этим нечего хвалиться. Как видим, А. К. Толстой буквально язвит по поводу тютчевской любви к родине. Истина для него дороже родового чувства. Это противостояние заметно и в прозе. Если тютчевские откровения пришлись ко двору демократу Чернышевскому, западнику Тургеневу и даже такому углубленному реалисту, как Достоевский, то Иван Бунин, первый русский нобелевский лауреат, устами своего героя сказал: "Боже милостивый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Рылеева удавили... А Шевченко? А Полежаев? Скажешь, -- правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он трижды проклят?" Бунин устами своего другого героя Кузьмы, философа из Дурновки, полемизирует на эту тему с самим Гоголем: "Русь! Русь! Куда мчишь ты? -- пришло ему в голову восклицание Гоголя. -- Русь, Русь!.. Ах, пустоболты, пропасти на вас нету!" И потом в "Окаянных днях" о "любви к народу -- еще один архетип, на этот раз интеллигентский, дающий индульгенцию, поощряющий крайние проявления этой любви -- народоложество у активных народолюбцев..." и т. д. Конечно, все упомянутые мной писатели были великими мыслителями и самоотверженно боролись за лучшую долю России. Но взгляд на истину и отечество у них был разный. Рассуждая на эту тему и сопоставляя мысли великих людей России, я пришел к выводу, что писатели, как и все остальные люди, склонны идеализировать не только прошлое и будущее, но и настоящее, хотя реальность зачастую намного сложнее. И мне кажется, ответ на вопрос, что выше -- ИСТИНА или РОДИНА -- может быть только один: в стремлении к Истине не потерять Родину, а в любви к Родине не просмотреть Истину.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Что выше истина или родина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения для 11 класса > Что выше истина или родина
Сочинения для 11 класса

Сочинения для 11 класса


Сочинение на тему Что выше истина или родина, Сочинения для 11 класса