А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Запахи как метафора искусства конца XX столетия - сочинение

Сочинение по роману Патрика Зюскинда «Запахи». Искусство всегда ищет. Темы, образа, аллегории, символы, вообще форму представления того, чем проникается художник. Общие тенденции по обыкновению развиваются параллельно в нескольких видах искусств, которое зависит и от общего залога культуры, и от проблем, которые волнуют художников в широком значении этого слова. Первое предопределяет форму. Второе - темы. Развитие науки в XIX веке и вера в то, что всему можно найти рациональное объяснение послужил причиной расцвета реализма в крайней форме - натурализма. И мир усложнялся: разрушались культурные границы между странами, ломались обычные устройства, и искусство, стараясь художественно понять эти изменения и вместе с тем вдохновляясь невиданным масштабом процессов, начало искать объяснение временами в иррациональном, а формы воплощения идей тоже создавались новые. Так возник модернизм. Но и в глобализации была своя граница - настало время, когда человечество пришло в ужас от неограниченности собственных возможностей в области разрушения как физического, так и духовного. Разрушались границы между высоким и нищим, элитарным и массовым, игрой и реальностью - между всем. Хаос пришел у мысли художников. То, что вчера казалось благом, на глазах начало превращаться в страх. И художники, как люди душевно более чувствительные и впечатлительные, начали искать пути бегства от глобального в частные «локальные миры» постмодернизма, где вместо героической экспансии к большим идеалам, человек достал возможность пожить частной жизням.

Свобода модернизма - свобода от существующих обстоятельств и внешних ограничений. Свобода постмодернизма - попытка освободиться от диктата глобальных идеалов. Даже такого, как принцип «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Разве имеет принципиальное значение, как конкретно называется глобальное «что-то»? Даже если отвлечься от течений (хотя архитектурных, хотя литературных), разные виды искусства имеют разные степени абстрактности. Из обычных, традиционных и признанных видов искусства считается музыка. Но Патрик Зюскинд в своем романе вывел на сцену вид искусства абстрактнейшее чем музыка: искусство создания запахов. Символическое искусство, избранное писателем именно для того, чтобы подчеркнуть главный принцип «чистого искусства», которое при этом будто тяготеет к реализму. Но - как? Герой его произведения, чтобы воссоздать наилучшее благоухание людей, убивает владельцев этих запахов. Он гений, но его гениальность ужасна, как следствия деятельности любого фанатика, который получил безграничную власть над другими. Да и именно это искусство даже «в норме» уже предусматривает преобразование живого - цветов - на мертвые искусственные запахи благоухания. Весьма детально изображает писатель этот непривлекательный технологический процесс, откровенно называя то, что делают с цветами, «убийством».

Жан Батист Греной, главный герой романа - воплощение сразу нескольких принципов, против которых выступает автор и все течение постмодернизма. Сколько раз были воспеты в литературе люди, что жилы «одной, но пламенной страстью», подвижники, которые были готовые и собственная жизни, и жизнь кого-нибудь принести в жертву определенной идее. Идеи прекрасного, например. Идеи, которые может ввести в других: люди, которые желали изодрать на куски убийц, вдруг буквально влюбляются в Греноя, встретившись с его шедевром - духами, которые воссоздавали запах убитых красавиц. Так, Греной создает чудо. И тем, кто не знает, какую цену было заплачено за создание его шедевра и настоящую цель этого человека - власть над другими, его «произведение искусства» может сдаться прекрасным. И или достойное искусство такой цены? И или часто задумываемся мы, к каким личным целям стремятся некоторые безоговорочные гении?


 
Искусство мысли - тоже искусство. Чтобы сделать атомную бомбу, возвратить течение, создать политическую идеологию и воплотить ее у жизнь вместе с концлагерями, тоже треба быть гением. Но любая идея - художественная, научная, политическая, что несет в себе необходимость насилия, весьма похожа на духи Греноя. Его шедевром можно захватываться, как любыми шедеврами такого типа. Можно обожествлять его вместе с автором-убийцей. Похожими шедеврами пестреет XX столетие. Таланты находят почитателей. Но разве легче от того жертвам отстраненной идеи? Да и сам химерический художник, оказывается, не достал ожидаемого удовлетворения от того, что создал: «То, чего он всегда страстно желал, а именно, чтобы его любили другие люди, в момент успеха стало ему невыносимым, так как сам он не любил их, он их ненавидел». И в конце концов его съедают в прямому (а на самом деле - символическому) значении, именно потому, что он своим гением вызвал такую любовь. Все его высокое искусство было сплошным заблуждением, иллюзией, как сам его образ в глазах одураченных людей - этот гений на самом деле не имел запаха, ни чего-то человеческого в своей природе. Не случайно П. Зюскинд неоднократно сравнивал его с, клещом, т.е. с паразитом. Ни себе, ни другим ничего реально хорошего не может принести подобное искусство - такая мысль возникает, если внимательно читать роман. Конечно, роман «Запахи» имеет и другие темы, так как зачем писать книгу о том, что можно передать несколькими словами? Но эта тема: символическое развенчание художественных принципов экспансивного модернизма - есть ведущей. Может, следует задуматься над тем, чтобы не дать ввести себя в девясил новым гениям-ворам?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Запахи как метафора искусства конца XX столетия. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на моральные и этические темы > Запахи как метафора искусства конца XX столетия
Сочинения на моральные и этические темы

Сочинения на моральные и этические темы


Сочинение на тему Запахи как метафора искусства конца XX столетия, Сочинения на моральные и этические темы