Для художника–живописца краски являются самоцелью. Его задача – достижение определённых красочных эффектов, развитие известных цветовых гамм и колористических сочетаний. Для художника–пластика краски – только средство для воссоздания материала, ибо цвет говорит о глубине, весе, протяжённости. "Если поставить рядом, например, Веронезе и Монтеньи, различие в обращении с красками станет очевидным. Первый создаёт ослепительно пышные колористические симфонии, второй сокращает свою палитру до трёх-четырёх тонов; его серо-жёлтые, белые и чёрные оттенки служат созданию пространства и материала, то есть пластической вещности"
Аналогия с техникой акмеистической школы – полная. Символисты упиваются блеском драгоценных камней, яркостью тканей. Их палитра хаотически пестра: стихи их перегружены цветовыми эпитетами. "Припомним "солнечного" Бальмонта и "семь цветов радуги" В.Брюсова. После красочной насыщенности стихов символистов Ахматова поражает однотонностью колорита. Она вскрывает пластические стороны краски, поэтому её гамма резко выходит из пределов blanc et noir; рисунок для неё важнее окраски, её поэзия – прежде всего графична"
В петербургском тексте Ахматовой наиболее частотно употребление белого и чёрного цветов.
Белый цвет, наиболее передающий плотность и непроницаемость материала и в то же время вмещающий сложное эмоциональное содержание, - любимый цвет Ахматовой. В топическом содержании Петербурга находим: "белый мост", "белые колонны", "белый камень", "белая сетка инея", "белая яхта", "белые матовые страницы" (выражение остро передаёт зрительно-осязательное ощущение материала). Стремление к точности порождает выражения вроде: "дом почти белый". В приведённых примерах эпитеты относятся к предметам и подчёркивают их пластическую природу. Преобладание эмоционального элемента замечается в сочетании эпитета с понятием нематериальным: "белая ночь", "белая вьюга", "белая зима", "белое небо". Пластическая концепция восприятий особенно рельефна в следующем архитектурном сравнении:
Последняя зима перед войной.
Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была.
Тот голос с тишиной великой споря…
1914
Такой же плотностью и удельным весом обладает эпитет "чёрный"; он тоже применяется систематически: "чернеющие ветки", "чёрное небо", "чёрный узор оград", "чёрный ветер", "чёрный сад", "чёрный тополь", "чёрные зданья" и т.д. Характерен для графической чёткости Ахматовой такой пример:
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост.
Не надо мне души покорной,
Путь станет дымом, лёгок дым,
Взлетев над набережной чёрной,
Он будет нежно-голубым
Мне больше ног моих не надо…
1911
Ту же функцию выполняют тональности чёрного цвета: "тёмный город", "мрачные сады", "темноводная Нева", "тёмный дом " и т.д.
Красный цвет, более всех остальных насыщенный и плотный, встречается в петербургском тексте во всех его оттенках: "красный дом", "красный камин", "красная заря" и т.д. В данных сочетаниях цвет есть характерный и неотъемлемый признак, свойство материала, а не особенность раскраски (вполне аналогичны – "сизый голубь", "сизый дым", "сизая заря"). Из нюансов красного цвета отметим: "червонно-дымная заря", "костёр багровый", "багровый свет "и, наконец, оригинальные сочетания: "малиновый свет", "малиновое солнце", "малиновые костры". "Жёлтый мост", "жёлтый домик "– словесное определение материала ("жёлтый" = "деревянный"), "жёлтая трава", "жёлтое солнце", "жёлтый огонь", "жёлтый фонарь", "жёлтое пламя" – характерный признак. Невещественные тона – "синий", "зелёный", "рыжий", "перламутровый" и т.д. представлены единичными примерами. Хотя из невещественных тонов представлен "голубой": "голубой дым", "голубой туман", "голубой вечер", "голубой канал", указывающий на влажность воздуха и обилие водоёмов в Петербурге.
Элемент изотопии "звуки" представлен рядом номинаций. Наиболее общая номинация – "звуки города" – представлена в стихотворном цикле "Северные элегии. 4.":
Так вот он – тот осенний пейзаж,
Которого я так всю жизнь боялась:
И небо – как пылающая бездна,
И звуки города – как с того света
Услышанные, чуждые навеки.
Северные элегии. 4. 1943-1953
"Звуки города" можно разделить на две категории, выразив их в бинарной оппозиции наличие – отсутствие звуков. Левая часть этой оппозиции, в свою очередь представлена оппозицией звуков с позитивной (сюда же мы включаем ономатопы) и негативной окраской. Правая часть оппозиции включает в себя либо полное отсутствие звуков, либо еле слышное их присутствие.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Краски города. Поищите еще с сайта похожие.