А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Практика игровой коррекционной работы в России - сочинение




Программа и методика деятельности игротеки определяется конкретными условиями воспитания, поэтому следует ограничиться наиболее общими методическими рекомендациями по проведению игр. Особого внимания требует организация доступных детям и подросткам-инвалидам подвижных игр. При проведении игр необходимо учитывать некоторые возрастные особенности детского организма: функционирование сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, высшую нервную деятельность. Это обязывает более тонко подбирать соответствующую методику проведения игр, учитывая не только основные потребности и особенности развития детей, но и ограниченные возможности больных и ослабленных детей, задержку или даже полную утрату некоторых двигательных и других функций.

Проведение игр с детьми с ограничениями возможностей требует медицинского и педагогического контроля за их состоянием непосредственно во время игры и в течение дня, учета проявляющихся признаков усталости. При возникновении нежелательных симптомов необходимо принять соответствующие меры, например, дать ребенку роль, не требующую большого напряжения: помощника руководителя, судьи и т. п.

Необходимо учитывать, что при проведении подвижных игр трудность представляет определение посильной нагрузки. Дозирование нагрузки обеспечивается тщательным подбором доступных и разнообразных игр, подходящих для данных ребенка или группы детей с учетом формы и степени их инвалидности, и включением пауз для отдыха и дыхательных упражнений. Особое значение для регулирования нагрузки имеет эмоциональный накал игры. Важно обеспечить постепенность в повышении нагрузки изменением продолжительности игр, количеством повторений игровых действий, выбором сюжета, ритма, темпа и т. п. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие, а также обеспечивали чередование психофизической нагрузки.

Очень важно и число детей в группе. Оно должно обусловливаться не только возрастом, но и состоянием здоровья, развитием психомоторных качеств, общей физической подготовленностью.

Чрезвычайно важен настрой и тон руководителя (педагога, психолога, воспитателя). Он должен быть бодрым, ласковым, спокойным, давать детям эмоциональный заряд, вселять уверенность в своих силах. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние детей (возбудимость, вялость, суетливость и т. д.), уметь вовремя предупредить конфликты между чересчур активными и нетерпеливыми детьми. Важно быть способным самому включиться в игру, взять на себя какие-то роли.

Не вполне справедливо распространенное мнение о том, что организация малоподвижных и настольных игр для детей с ограниченными возможностями не требует от педагога особой подготовки. Конечно, подобные игры, не предполагающие значительную двигательную деятельность и перемещения, более спокойны по своему характеру. Однако их организатору требуется особое внимание уделить доступности каждой из игр для детей с разными формами проявления инвалидности. Это особенно наглядно проявляется в смешанных группах, где представлены разные по характеру и степени инвалидности дети. Выбор педагогом конкретных игр должен обеспечить доступность игры для соответствующих групп детей, отсутствие ненужной состязательности, поскольку только опытный педагог-дефектолог при первом знакомстве с детьми способен определить, что доступно ребенку и что способно принести положительный развивающий эффект.

Хорошо зарекомендовали себя многие настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Всегда полезно значительное разнообразие игр (не менее 3-5 игр или их комплектов), что дает возможность переключать внимание воспитанников от одной игры к другой в рамках отведенного на игровые занятия времени. Обычно игры подбираются так, чтобы обеспечивалась разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками и т.п.), чтобы у детей была возможность проявить себя как индивидуально, так и в небольших группах.

Задачи педагогов и воспитателей значительно облегчаются, если есть возможность проводить занятия регулярно. Постепенно выявляются игровые предпочтения детей, а педагогу становятся известны как их любимые игры (об этом полезно расспросить на первых занятиях), так и индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка. Игра не просто занятие и времяпрепровождение, но и школа развития интересов и творческих способностей ребенка, важных в дальнейшей жизни.

Воспитательное применение игр и игровых форм в среде детей и взрослых с ограниченными возможностями находит свое выражение в специальных игровых программах и при организации детских праздников. Игровые программы очень разнообразны. Это и проводимые в игровой форме дни рождения и другие семейные праздники, это календарные праздники, памятные события в деятельности школ и детских коллективов, да и просто каникулы и выходные дни. Праздником может стать любое запоминающееся событие детской жизни.


 
Московский городской Дворец творчества на Воробьевых горах проводит много традиционных праздников (Неделя игры и игрушки, День народных игр, «Играй-город»), нередко специально предусматриваются дни праздников для семей, для воспитанников детских домов, детей и подростков с ограниченными возможностями. Специальные праздничные дни и фестивальные программы имеют несомненно большие возможности для воспитания и развития детей-инвалидов. Праздником для многих интернатов и детских лечебных учреждений являются выезды игротеки Московского Дворца творчества. В этот день игры «приезжают в гости» к детям и подросткам, проживающим в лечебных стационарах, интернатах, профилакториях. Специальные игровые программы, наличие игрового инвентаря и умение специалистов создать атмосферу праздника дарят детям радость, вносят разнообразие в их жизнь, способствуют приобретению новых знаний. Деятельность игротек, организация разнообразных форм игрового поведения детей и подростков с ограниченными возможностями и наблюдение за ними дают хорошие, иногда уникальные возможности для визуальной диагностики детского развития как основы для организации специальных игротерапевтических программ. Игротерапия особенно активно используется в практике коррекции и лечения больных и ослабленных детей в последние два десятилетия. Коррекционно-развивающая игротерапия имеет целый ряд сложившихся направлений и охватывает многие категории детей-инвалидов. Такие программы доступны профессионально подготовленным специалистам и всегда предусматривают проведение предварительной диагностики. Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игровых занятий: игротерапия по сценариям народных сказок, ролевые игры, куклотерапия и т. п. Часто используются и конкретные игры («Гуси-лебеди», «Репка», хороводные игры, театральные инсценировки, работа с персонажами кукольного театра, игровые аттракционы и т. п.). При этом осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, преодоление страхов. Эффективны игровые формы для работы с детьми, имеющими задержку психического развития и даже глубокие ограничения интеллектуального развития, активно используются специальные игровые программы для детей с диагнозом ДЦП и др. Разработка специальных развивающих игротерапевтических программ всегда должна осуществляться специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт практической работы, отвечающий форме и степени детской инвалидности. Проводятся такие программы под руководством опытных консультантов - дефектологов и психологов, направляющих и корректирующих игротерапевтические программы, в которых участвуют педагоги и наиболее подготовленные родители. Например, хорошо зарекомендовали себя игровые программы из книги «Лечебная педагогика» А. Г. Кагана, в предисловии к которой известный психотерапевт проф. В. Н. Мясищев отмечал удачное сочетание медицинской, педагогической и психологической работы. Ряд интересных игротерапевтических программ разработан в рамках президентской программы «Дети-инвалиды» под редакцией проф. С. А. Беличевой. Удачным опытом в осуществлении подобных программ на базе игротеки для школьников и младших школьников является экспериментальная программа «Игротерапия развития», осуществляемая в отделе игры Московского городского Дворца творчества детей и юношества педагогом-психологом Т. В. Плотниковой. В программе, рассчитанной на два года, используются десятки разнообразных игр, в которых участвуют дети и их родители. В этой программе последовательно осуществляется игровая диагностика и коррекция через систему игровых упражнений многих значимых индивидуальных и социально-психологических проблем личностного развития. Все это доказывает эффективность сочетания общеразвивающего воздействия отдельных игр и игровых программ с целенаправленным использованием методов профессиональной игровой диагностики и игротерапии детей, подростков и молодежи с разными формами ограничения физических и интеллектуальных возможностей. Таким образом, в процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на следующих положениях: 1. теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру; 2. Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий; 3. разработанных в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Практика игровой коррекционной работы в России. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Практика игровой коррекционной работы в России
Сочинения на свободную тему

Сочинения на свободную тему


Сочинение на тему Практика игровой коррекционной работы в России, Сочинения на свободную тему