А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Русский молодежный сленг - сочинение



Русский молодежный сленг представляет собой Интереснейший
лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только
определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но
и социальными, временным» и пространственными рамками. Он бытует в среде
городской учащейся молодежи – в отдельных более или менее замкнутых
референтных группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон,
который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической
и грамматической почве.

Первым документом, где этот субъязык (воспользуемся термином Ю.С
Скребнева) зафиксирован, являются "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского, которые
описывают нравы и быт Петербургской духовной семинарии середины прошлого
века. Поливанов вспоминает» что в годы его учения, которые пришлись на
начало нашего века среди его гимназических товарищей были в ходу разные
специфические словечки: «…нам во втором-третьем классе, например, в голову
не приходило употребить в разговоре между собой слово "угостить": оно
регулярно заменялось через "фyндoвaть", «зaфyндoвaть» вместо "предприятие"
или "задуманный план" всегда говорилось "фидуция"; совершенно не
употреблялось и слово «товарищ»:надо было сказать "кулей"; "хороший
Товарищ" -- "штрам кулей", и т.д. и т.д.»

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами
мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется,
с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Но связь эту
нельзя трактовать слишком прямолинейно, объясняя заметное оживление и
интенсивное словообразование в сленге только историческими катаклизмами.
Сначала века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга.
Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война,
разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и
речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от
беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных"
словечек;

Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки
городов вышли "стиляги". Появление третьей волны связано не с эпохой бурных
событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни
70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие"
молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест
противостояния |официальной идеологии.

Русский молодежный сленг 70-80-х годов активно изучается (Конылекко
1976; Борисова-Лукашанец 1980; Жураховская 1981; Мазурова 1989,
Радзиховский 1989, Гуров 1989; Волкова 199.0; Лапова 1990; Рожанский 1992;
Стернин 1992; Щепанская 1992; Зайковская 1993).

Правда, надо ответить одну своеобразную особенность отечественных
работ, посвященных этой теме; некоторые лингвисты, словно стыдясь, что
взялись за исследование такого ''недостойного", "низкого" предмета,
начинают или кончают призывами к борьбе с ним и свое исследование
оправдывают необходимостью глубоко изучить зло, чтобы знать, как лучше с
ним бороться. Такой подход представляется нам ненаучным: лингвист не может
и не должен бороться с языком, задача лингвиста - исследовать его
многообразие, в том числе и ненормативные проявления.
Для изучения молодежного сленга 70-80-х годов в нашем распоряжении
есть три рода материалов:
1) дополняющие друг друга словарные списки, вышедшие в последнее
десятилетие (как отдельные издания, так и лексиконы, которые
включены в работы о молодежи и ее языке);
2) многочисленные материалы из газет и журналов, в языке которых
появляется все больше сленгизмов;
3) лингвистические анкеты, заполненные информантами-носителями
русского языка, которые представляют интересующую нас социально-
возрастную группу.

Формирование словаря так называемого "системного" сленга происходит за
счет тех же источников и средств, которые свойственны языку вообще и
русскому в частности. Разница только в пропорциях и сочетаниях.

а) нa первое место по продуктивности выходит иноязычные заимствования,
причем почти исключительно англоязычные заимствования. Зафиксировано лишь
два испанских (загордитьтся «растолстеть» и фумарить «курить»"), два
немецких (бндеса, бундесовый "немцы из ФРГ", западногерманскяй" и кинд
"ребенок") н одно финское (юкс "один рубль"). Этот- способ органично
сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной
форме. Как правило, это пародийно русифицированная форма - а 1а Курдюкова:
из parents "родители" "- пренты, пэрснты или парснта, из "день рождения" -
бёздник или безник и т.п.
Появившись в таком гротескном облике, заимствованный сленгизм сразу
активно вступает в систему словоизменения: герла - герлы, гсрлов, стрит ~
на стриту, пэренты - с пэрентами, зиппер "молния" - зиппера, байтовый
"белый" - байтового,
И сразу активно включается механизм деривации:
—герла, герлёныш, гсрлйцп, гсрлула, герлушкп, герловый,
- дринк (дринч) "спиртные напитки", дринкач, дринкер, дринк-команда,
дринчать, дринкать, выдринкать, задринчить, удринчатъся, надринчаться,
дринкованный, , дринканутый;
-кантри "дача", кантровый "деревенский", "провинциальный", кунтрумник,
кант - рушница.

Интересно отметить, что некоторые иноязычные слова, давно
ассимилированные русским языком, как бы заново заимствуются в другом
значении (а иногда и с другим ударением) н уже в этом значении образуют
дериваты: рекорд (рекорда) "грам-нластинка" - рекордовый "пластиночный";
митинг "встреча" - смитингнуться "встретиться"; ринг "телефон" - - рингать,
рингануть "позвонить по телефону", рингушник "записная книжка с номерами
телефонов"; спич "разговор" - сличить, спикать "разговаривать".
б) Аффиксация как средство весьма продуктивна и с исконно русскими
корнями: - оттяг «наслаждение», оттягиваться «получать наслаждение



 
"получать наслаждение, предаваться веселью; - приколоться "обращать внимание; цепляться, насмехаться; увлекаться", прикол " то, над чем можно насмехаться, чем можно увлечься", приколист, прикольщик "тот, кто любит придираться, шутить над кем-либо", прикольный "забавный, интересный", приколъно "весело, оригинально". Молодежный сленг обходится самыми стандартными суффиксами и префиксами. Например, большинство прилагательных, происходящих от английских корней, образованы с ударным суффиксом -ов-: брендовый "совершенно новый", олдовый "старый", янговый "молодой", лотовый "длинный", френдовый "принадлежащий другу", прай-совый "денежный", лэфшовый "левый", еловый "желтый", хитовый "популярный", файновый ''хороший", френчовый ''французский" и т.п. ; Исключение составляет редкостный в системе русских формантов, которые используется при образовании имен нарицательных, суффикс -лов-о: зависалово "сильное увлечение», глюкалово "состояние галлюцинации", стремалово "ощущение опасности». в) Следующим мощным источником формирования лексического состава сленга является метафорика. Здесь и собственно метафоры (такие, как киски "узкие треугольные темные очки, заголяк "полное отсутствие чего-либо", гасить убить), и метонимии (такие, как волосатые "хиппи"). Метонимии типа «стекло» лекарства в ампулах, употребляемые как наркотики'', метафоры типа дорога «идущие подряд следы на вене от систематических уколов» носят эвфемистический характер, затушевывают негативную суть называемых денотатов. В метафорике часто присутствует юмористическая трактовка означаемого. В качестве примера назовем метонимии соплевич "эфедрин, лекарство от насморка, которое используется как наркотическое средство", лохматый "лысый" или метафоры с иронической коннотацией баскетболист "человек маленького роста", По сравнению с тремя названными (иностранные заимствования, аффиксация и метафорика) удельный вес остальных источников формирования лексического фонда молодежного слёнга незначителен: г) заимствование блатных арготизмов: беспредел "полная свобода, разгул"» ксива "документы ", мочить "бить», «убивать»; д) развитие полисемии: кинуть-1) украсть что-либо у кого-либо; 2) взять что-либо у кого-либо и не отдать; 3) смошенничать при совершении сделки; 4) не сдержать, обещание, обмануть» - ништяк - .1) все, в порядке, 2) это неважно! это несущественно? 3) неплохо, сносно; 4]| великолепно; 5)пожалуйста; 6) ладно, договорились! с) антономасия (имя собственное как нарицательное): левиса, луисы "Джинсы", машка, ниташа "девушка", слушать мендельсона "присутствовать на акте бракосочетания", гнать муму "врать"; ж) синонимическая или антонимическая деривация (один из компонентой фразеологизма заменяется близким или противоположным по значению словом общенационального языка или сленга): забить косяк "набить папиросу наркотикотиком для курения" - заколотить косяк —> приколотить косяк —> прибить косяк; сесть на иглу "начать регулярно использовать наркотики" —> подсесть ни иглу --> подсадить на иглу "приучить кого-либо к употреблению наркотиков" ~ подсадить на винт —> подсадить на джеф —> слезть с иглы "перестать употреблять наркотики" —> соскочить с иглы - спрыгнуть с иглы; у) усечение корней (апокопа): юг "югослав", mранк "транквилизатор", фен "фенамин"; и) сложение корней: кайфолом, кайфоломщик "человек, прерывающий своим действием состояние кайфа у друг их людей", рингофон "телефон", чикфаер "зажигалка"; к) телескопия: мозжечокнуться "сойти с ума" (от мозжечок + чокнуться), ландафшиц "учебник физики Ландау и Лифшица"; л) уиивербизация (стяжение): академка "академический отпуск", линейка "линейная алгебра", автомат "зачет, полученный автоматически": м) аббревиация: чмо "дурак, тупица", чмошный "плохой" (от: человек морально опущенный), клюха "человек, сочувствующий хиппи, хиппи с небольшим стажем" (от: Клуб Любителей Хиппи), зоя "злюка" (от: змея особо ядовитая); н) замена слова паронимом (так называемая фонетическая мимикрия): салют "солутан", семочка "семинар", ракетчик "рэкетир", валя "лалюта", шпора "шпаргалка о) каламбурная подстановка: бухарест "молодежная вечеринка" (от: бух "спиртное"), безбабье "безденежье" (от: бабки "деньги"), лоханка "необеспеченная жизнь" (от: лох "глупый человек), чайковский "чай", Чернышевский "черный хлеб': л) метатеза (перестановка звуков или слогов): фуфли "туфли", фаршик "шарфик", рукитъ "курить", сабо самой "само собой». р) энентеза (вставка звука или слога): тачанка «гакси» (от тачка), шпалера "высокий, худой человек" (от шпала). Сводный словник уже зафиксированный в различных публикациях сленгизмов насчитывает около 1000 единиц. Исследователи, занимающиеся молодежным сленгом, включают в сферу изучения возраст с 14-15 до 24-25 лет. Сравнение показывает, что лексикон разных референтных групп совпадает лишь отчасти. Наиболее развернутый лексикон у хиппи. Попробуем очертить хотя бы приблизительно портрет типичного носителя сленга. Известны знаковые моменты в облике и поведении у хиппи: у мужчин длинные волосы (недаром хиппи называют себя "волосатыми"). Молодые люди и девушки носят на шее мешочек с документами - "ксивник» а на руке бисерный браслет ~ "феньку". Все они путешествуют автостопом по "трассе", любят собираться в шумные сборища " "тусовки" и "сейшоны" - вечеринки, рок- концерты. Но настоящих странствующих хиппи, порвавших с родителями и не имеющих определенных занятий, в России совсем немного. Основная часть носителей сленга - это "хиппующие" старшеклассники и студенты. Газета "Вечерний Петербург" (6 октября 1992) описывает, например, двух таких юношей - Александра Турунова и Дениса Астахова. Зимой они слушают лекции в институте, сдают зачеты и экзамены, а летом, заранее составив маршрут, отправляются в путь с флейтой и гитарой. На "трассе" голосуют, но сразу предупреждают, что они студенты н денег у них нет. За услуги расплачиваются песнями. В городах ночуют на вокзалах. А если повезет, местные «хиппи» дадут адрес «вписки» - квартиры, где можно остановиться, В такую квартиру вписываются иногда до 10 человек. К началу учебного года Денис и Александр возвращаются домой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Русский молодежный сленг. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Русский молодежный сленг
Сочинения на свободную тему

Сочинения на свободную тему


Сочинение на тему Русский молодежный сленг, Сочинения на свободную тему