А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сететура как литературный феномен - сочинение



Термин “сетевая литература”, породивший неологизмы “сететура” и “сетература”, обозначил новые направления в литературе, жизнь которым должны были дать невиданные ранее технические возможности Интернета, а именно гипертекст и интерактивная среда. Между тем в Сети возникло еще одно литературное явление, заслуживающее не менее пристального внимания, поскольку оно переросло рамки собственно литературы и приобрело статус социокультурного феномена. Речь идет о интерактивной литературе, т.е. субкультуре, интересующейся общением наравне с литературой. Сложилась она благодаря массовому распространению сайтов со свободной публикацией произведений, и особую массовость и организованность приобрела в российском секторе Интернета (что неудивительно, если принимать во внимание литературоцентричность этой страны), получив название “рулинет” или “лирунет” (от сокращений русская, литература и Интернет).

Сразу оговоримся, что в этой статье мы не претендуем на широту обзора сетевых ресурсов Рулинета и на полноту постановки всех проблем, связанных с функционированием литературы в Интернете. В поле нашего зрения попало только несколько литературных сайтов, но они, на наш взгляд, отражают общие тенденции в Сети. Широкое обращение авторов к сетевым ресурсам имеет, на наш взгляд, несколько причин. Во-первых, бумажные толстые журналы, через которые в докомпьютерную эпоху проходили все новинки и которые поэтому пользовались необыкновенной популярностью, отстают по мобильности даже от технологий книгоиздания. Литературные новинки нередко появляются на книжной полке раньше, чем в журнале. Что уж говорить о электронной сети, где свеженаписанное стихотворение может быть прочитано миллионами читателей через промежуток времени с момента его написания, равный времени его набора на компьютерной клавиатуре, а еще через такое же время автор получит первые отклики читателя. Такая своеобразная “смерть пространства и времени”, как отмечает В. Смоленский, умножает интенсивность интеллектуальной жизни во много раз. Во-вторых, планка художественного уровня толстых журналов 80 -90-х годов прошлого века, когда была напечатана классика, долгое время пролежавшая “в столе”, была поднята на недосягаемую высоту.

Последовавшие за этим годы малобюджетности, обвал тиражей и падение читательского спроса привели к тому, что бумажные журналы в настоящее время предпочитают либо публиковать известных авторов, не рискуя открывать новые таланты, либо осуществляют отбор публикаций слишком субъективно. Сеть же открыта для всех, она практически не подцензурна, но зато сократившаяся дистанция между пишущим и читающим и массовое голосование читателей за понравившиеся произведения и авторов на литературных сайтах делают Интернет более честным по отношению к начинающим, да и к известным авторам, но и более беспощадным. Заметим все же, что “бумажные” толстые журналы “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь” и др., обладающие высококвалифицированной редколлегией и всероссийской известностью, и сейчас имеют высокий авторитет среди читателей, критиков, издателей, обозревателей СМИ.

Однако в целом журнальная культура как феномен самобытной русской национальной культуры разрушается, становясь на путь коммерциализации. Чтобы выжить и не потерять своих читателей, серьезные журналы активно выставляются в Сети, и надо отметить, что сайт “Журнальный зал”, где представлены электронные версии бумажных журналов, один из самих посещаемых в Рунете. Социокультурный феномен сетевой литературы состоит в том, что она обладает “сложившимися морально-этическими нормами, законами, языком, необходимой обратной связью с коллегами и читателями, с конкурсами, ранжированием и пространством игры”. Сетевые литературные игры, как утверждает М. Визель, не являются изобретением компьютерного века. Все они имеют столетнюю, а то и двухтысячелетнюю историю. Исследователь обозревает их историю от экспромтов Катулла, японской рэнги, сочинявшейся по кругу собравшимися поэтами, латиноязычных экспериментов средневековых монахов до твердых форм, возникших в Новое время: рондо, сонет, до самой известной литературной игры буриме (игра в рифмующиеся окончания).

Вспомним также Игоря Северянина, создавшего новые изощренные поэтические формы - кензель, дизель, квадрат и А. Мандельштама, придумавшего литературную игру “жора”, где задача состояла в том, чтобы написать стихотворение, в каждой строчке которого содержалось бы определенные сочетания букв. Но именно в Интернете литературные игры становятся по-настоящему интерактивными: сочиненный вами фрагмент тут же включается в общую цепь, а на первый план в игре выходит общение ее участников. Существует и более изощренная игра хокку - “Сад расходящихся хокку”, который был “разбит” в сентябре 1997 г. Романом Лейбовым в составе сетевого Журнала.ру, а сейчас она существует на литературном портале “Сетевая словесность” и насчитывает 50753 стихотворения. “Сад” строится по принципу домино: необходимо использовать или последнюю строку уже существующего хокку в качестве первой своего, или первую - в качестве своей последней строки.

Запущенные Дмитрием Маниным в 1994 г. проекты “Буриме”, а в 1995 г. - “Сонетник” (где коллективно и по строчкам пишутся сонеты со строгим соблюдением схемы рифмовки и размера), были прародителями целой семьи сетевых литературных игр в Рунете. На этих сайтах читатели-авторы составляли рейтинги и собрания лучших буриме и сонетов, комментируя свой выбор, и безжалостно выбраковывали непонравившиеся. Необыкновенную популярность в Сети получил также аналогичный проект по написанию хокку. Как известно, хокку (или хайку) - твердая форма не рифмующегося трехстишия, состоящего из 17 слогов (5, 7 и 5 слогов в трех строчках соответственно).

По законам японской поэзии, где зародилась эта стихотворная форма, хокку должно передавать определенное настроение, навеянное тем или иным временем года. Хокку в оригинале звучат мелодично и неожиданно коротко.

Поэт, прежде чем создать хокку, должен пройти путь созерцания, сосредоточиться на простом, чтобы увидеть сложное, и тогда миниатюрная пейзажная зарисовка наполняется глубоким философским содержанием. Кажущиеся простота хокку и легкость создания этих миниатюр подталкивает потенциальных авторов засесть за клавиатуру компьютеров. Конкурс хокку организован так. За предыдущую неделю голосованием выбирается лучшее хокку. Последняя строка этого победившего стихотворения становится первой строкой следующего задания. Все желающие авторы предлагают свои хокку с заданной первой строкой. 6 июля 2008 г. на сайте была выставлена такая лента лучших хокку (орфография и пунктуация авторские, а ники, которыми они подписаны, заслуживают отдельного исследования):


 
* носи, милая * запах травы и солнца * всегда с собою * всегда с собою * носил в кармане яйцо * Кощей Бессмертный * Кощей Бессмертный * подрабатывал в морге * по воскресеньям * по воскресеньям * когда Фукл на даче, сайт * вновь расцветает * вновь расцветает * в нашем дачном подвале Конечно, большинство хокку - это более или менее грамотное интеллектуальное упражнение, не дотягивающее до статуса поэзии. Настоящие шедевры в этих играх встречаются редко (не случайно в Сети необыкновенную популярность приобрели аналогичные проекты, примененные к другим твердым формам - палиндромам, акростихам, панторифмам, т.е. формам, характеризующимся, прежде всего интеллектуальной формальной изощренностью). Можно вспомнить сайты “Лимерики”, “Ренгуру” - проект, участниками которого составляется бесконечно длинная русскоязычная рэнга - цепочка из перетекающих друг в друга танка.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сететура как литературный феномен. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Сететура как литературный феномен
Сочинения на свободную тему

Сочинения на свободную тему


Сочинение на тему Сететура как литературный феномен, Сочинения на свободную тему