А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Современная направленность концепций социологии языка - сочинение



С середины 20 века наблюдается увеличение числа работ, посвященных как
общеметодическим, так и отдельным аспектам лингвосоциальных исследований. В работе Г. Карри впервые появляется термин «социолингвистика». В
целом этот период характеризуется системным изучением материала,
междисциплинарными исследованиями, попытками определить предмет
нарождающейся науки.

Вплоть до настоящего времени не существует единства исследователей по
предмету социолингвистики, её целей, задач, перспектив развития, не до
конца решена проблема методологии, продолжается разработка понятийного
аппарата. В связи с этим неустойчив междисциплинарный статус
социолингвистики.

Существует мнение, согласно которому социолингвистика – не автономная
дисциплина, а область междисциплинарных исследований (Д. Хаймс).
Возникновение терминов, обозначающих т.н. науки, по мнению Д. Хаймса,
объясняются не возникновением новых дисциплин, а объединением интересов
смежных наук по вопросам, затрагивающим одновременно интересы языкознания,
антропологи, социологии и т.д. Необходимость подобных терминов по Д. Хаймсу
отпадает по мере утверждения статуса каждой из наук.

У ряда исследователей нет видения междисциплинарной области
исследований. Они относят ту или иную проблему к одной из дисциплин –
лингвистике или социологии, в зависимости от того, какие аспекты проблемы
«язык - общество» превалируют в данном исследовании (Р. Гросс, А. Нойберт).
Исходя из этого ученые предлагают выделять социолингвистику – входящую в
область исследования лингвистики и социологию языка – входящую в область
исследования социологии.

Социолингвистика и лингвосоциология противопоставлены в работах Л.Б.
Никольского. По Л. Никольскому социолингвистика изучает отражение в языке
тех или иных социальных явлений и процессов, в то время как
лингвосоциология рассматривает язык как один из активных социальных
факторов, влияющих на общественные процессы. Язык таким образом
рассматривается не только как отражение социального, но и как социальный
фактор в свою очередь оказывающий влияние на общественные процессы. Однако
как и у предшественников социолингвистика по Л. Никольскому не является
автономной дисциплиной, а входит в лингвистику, а лингвосоциология является
составной частью социологии.

Д. Фишман, пытаясь интегрировать лингвистические и социальные подходы
предлагает рассматривать социологию, как часть социологии языка.

Существует точка зрения, согласно которой выделение социолингвистики в
самостоятельную дисциплину должно считаться признанием традиционной
лингвистики асоциальной (У. Лабов, Дж. Бейли, Д. Биккертон). Однако
вписывая социолингвистику в область лингвистики они признают, что в таком
случае остаются исследования, которые не подпадают под это определение
(многоязычие, этнография общения и т.п.). Таким образом вырисовывается т.н.
трихотомия, отражающая различия между социально – ориентированной
лингвистикой, собственно – социолингвистикой и социологией языка (Д.
Хаймса).

Для некоторых ученых социолингвистика имеет право на существование
хотя бы потому, что не все языковые явления могут быть объяснены с точки
зрения формальной лингвистики. Кроме этого в рамках социолингвистики
выделяется больше языковых функций. Так Д. Хаймс, основываясь на работы
Р.Я. Кобсона выделяет семь функций языка, эстетическая, социальная,
металингвистическая и др. на ряду с экспрессивной и репрезентативной,
ставшие предметом программы описательных исследований.

Встречаются работы, в которых дается лишь объяснение термина
«социолингвистика», без обоснования междисциплинарных связей (Д.
Вундерлих). О С.Ахманова дает следующие определения социолингвистики:
раздел языкознания, изучающий причинные связи между языком и фактами
общественной жизни» (1,2(.

Б.И. Головин считает социолингвистику «призванной объяснить всю
совокупность плоскостных членений языка, всю систему его инвариантов, т.к.
эти варьирования обусловлены не внутриструктурными обстоятельствами, а
различными воздействиями на язык, идущими из социального коллектива 4,
344. Тем самым Б. Головин смешивает области исследования разных наук.

Предмет и область исследования социолингвистики определяется далеко не
всеми исследователями, занимающимися разработкой вопроса «язык - общество».

Так для В.М. Жирмунского характерно одностороннее понимание предмета
социолингвистики. В. т.н. «узкую» лингвистику он включает вопросы
социального развития и дифференциации языка.

По Ю.Д. Дешириеву предмет социолингвистики – «изучение общих и
социально – обусловленных закономерностей функционирования, развития и
взаимодействия языков» 8,7, исследователь учитывает как внимание
социальных факторов на функционирование языка так и воздействие этих
факторов на структуру языка.



 
Л.Б. Никольский называет проблемы языковой ситуации предметом социолингвистики. Исследователь фокусирует внимание на том, как социальное отражается в языковых ситуациях или в системе языка. Предметом социолингвистики (в узком смысле) по Б.И. Головину является «то членение языка и его функционирование, которое начинается в плоскости социальной группы и общественных слоев коллектива» 4, 347. О.С. Ахманова, А.И. Марченко выделяют социолингвистику в широком смысле, при определенной роли социальной обстановки, общения, социальной принадлежности, возрастов, образования; социолингвистику как науку о языковом существовании «и – как раздел языкознания», занимающийся установлением последовательных корреляций между микролингвистическими явлениями и фактами общественной жизни коллектива. По У. Брайту «различия между частями одного общества или нации в их противопоставлении различиям между отдельными языками»2 , 35. В это понимание он включает три классификата. Первый – мультидиалектный, изучающий те случаи, когда социально - обусловленные варианты одного языка используются в рамках единого общества или нации. Второй тип – мультиязыковой. Он охватывает те случаи, когда внутри одного общества или нации функционируют разные языки. Третий – мультисоциальный, возникающий в случаях, когда в разных обществах говорят на разных языках. Исследователь выделяет еще один параметр определяющий область социолингвистики – применение, т.е. более широкое приложение материала, вытекающее из сущности социолингвистических описаний. Здесь он так же выделяет три типа: первый отражает интересы социолингвистики, второй – лингвистики, третий занимается языковым планированием – объединением результатов лингвистической социологии и антропологии. У А.Ф. Швейцера представлена также и интеграционная точка зрения. По мнению ученого, вышеперечисленные науки объединяются не на основе «механического соединения соответсвующих разделов языкознания, социологии, а объединяются на основе единой теории, единого понимания объекта и целей исследования, единого понятийного аппарата и общей совокупности исследовательских процедур» 21, 58 Какова бы ни была акцентировка исследований проблемы «язык - общество» все едины в том, что социолингвистика (социология языка, социальная лингвистика, лингвистическая социология и т.п.) и круг ее проблем еще далеки от разрешения, более того, не все ученые (О.С. Ахманова) признают наличие самой постановки вопроса. К общим вопросам социолигвистической проблематики относятся вопросы общеметодического характера, выработка собственных методов и установление границ использования методов, разработанных другими дисциплинами, междисциплинарные аспекты, разработка концептуального аппарата, корректировка определения предмета. Наиболее актуальные вопросы социолингвистики – много – и – двуязычие, соотношение межнациональных и национальных языков, языкового строительства и языковой политики (макролингвистика); правила сочетаемости, стратегия речевого общения, социолингвистическое развитие (микролингвистика). Для западных лингвистов наиболее насущны вопросы социальной стратификации, социолингвистической вариативности, социальное распределение языка; для соответствующих исследований молодых государств – проблемы становления языков, выбора общего языка; в России это проблемы, вызванные языковой вариативностью, становления национального литературного языка, диалектологии. Большинство ученых, прямо или косвенно занимающихся проблемами социолингвистического порядка, в качестве материала исследования и наиболее чувствительного уровня языка называют лексику, не умаляя при этом роли других уровней языка. Литературный язык, в свою очередь, будучи наиболее фиксированным из всех языковых жанров, менее подвержен социальному влиянию. Как уже отмечалось, проблема терминологии новой науки не утратила своей остроты. Непосредственных исследований, систематизирующих терминологию социолингвистики крайне мало. Так, у А.Д. Швейцера находим: языковаяречевая общность, языковые коллективы, социально-коммуникативные системы, стратификационные и ситуативные измерения (многие из которых заимствованы из смежных дисциплин). Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистических и социальных. Они подразделяются на методы полевого исследования и социального анализа языкового материала. Методы полевого исследования включают анкетирование, интервьюирование, наблюдение. В отличие от соответствующих социальных методов, их основная задача – получение сведений речи опрашиваемого. Получили распространение некоторые методы моделирования социально- обусловленной вариативности языка, используется импликационная волновая модель для анализа социально-детерминированной вариативности в ситуациях языкового континуума и некоторые другие.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Современная направленность концепций социологии языка. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Современная направленность концепций социологии языка
Сочинения на свободную тему

Сочинения на свободную тему


Сочинение на тему Современная направленность концепций социологии языка, Сочинения на свободную тему