Эссе на тему О литературной критике в Интернете - сочинение
Одним из атрибутов интерактивной сетевой литературы являются обсуждение читателями произведений и литературные соревнования, непрерывно проводимые на различных сайтах. Как отмечает Д. Кузьмин, премии и конкурсы - это особый вид критической деятельности, главная задача которой не удовлетворение амбиций авторов, а “предоставление читателям карты литературного пространства или его участка, составленной в соответствии с ясно изложенными принципами”. Среди различных видов литературных соревнований З. Шмидт выделяет рейтинги, литературные конкурсы, литературные объединения и клубы, гостевые книги. Рейтинги (счетчики) количественные и качественные используются многими сайтами. Количественные устанавливаются чисто статистическим образом по количеству посетителей данной страницы.
Понятно, что качественной оценки статистика не дает. Качественные рейтинги, выявляющие десятку или сотню лучших произведений, небезупречны с точки зрения объективности. Многие прекрасные произведения, не соответствующие вкусу массового читателя, могут выпасть из поля зрения широкой публики. Количественные счетчики чаще всего устанавливаются на сайтах со свободной публикацией произведений. Приведем в пример появившийся в 2000 г. крупнейший и, пожалуй, самый успешный сайт со свободной публикацией Стихи.ру. Простота регистрации участников и размещения произведений сделали этот вебресурс наиболее массовым (5040853 стихотворения, 171857 авторов - данные на 6.07.2008 г).
По замыслу создателей сайта, размещенные тексты должны конкурировать по количеству читателей, а авторы - по степени активности. В итоге сайт подвергается критике за то, что на нем царит атмосфера конкуренции, борьбы за зарубежных писателей XIX-XXI ст. Конечно, сетевой автор больше контактирует с читателем, с так называемой сетевой тусовкой. Ему легче подстроиться под интересы “своих”, учесть их предпочтения, Понятно, что это не всегда способствует повышению качества публикуемых текстов, а история “стихи.ру” сопряжена с многочисленными скандалами. Характерно, что незамысловатое стихотворение Артемова “Вот так тут убивают души…”, которое 6 июля занимало первое место в рейтинге, составленном рецензентами, собрало больше всего и читательских откликов: многие приняли близко к сердцу историю “девчушки”, которая, разместив свои произведения в Сети, наткнулась на критиканов, убивших надежды юного автора:
* И вдруг окошко в мир открылось,
* Пусть виртуальное окно,
* Но как все вдруг переменилось,
* Как к свету подняло ее!
* Какие добрые тут люди!
* Какие теплые слова!
* Как все добры, как все тут любят!
* Ну вот и новая глава…
* Смотри, как главки заискрились!
* Улыбкой Солнышко цветет,
* Девчонки нет теперь игривей,
* Как счастье Солнышку идет!
* Назло очнулся старый ворон,
* И тут есть стая воронья
* И псов кусачих, гадких свора,
* Не раз кусавших и меня!
* И заклевали, закусали Девчушку-горюшко мою,
* Не в рифму что-то написала,
* Не в ту поет она дуду…
* А у девчонки вновь проблемы,
* Убита сворою душа,
* Убита низостью “богемы”
* В припадке черном куража…
По-видимому, недостаток справедливой, профессиональной критики без оскорблений авторов, с одной стороны, и особая ранимость начинающих поэтов, склонных считать свои творения гениальными и ревниво относящихся к любой попытке их покритиковать - с другой, сделали ситуацию, которая описана в стихотворении, узнаваемой для многих.
Хотя справедливости ради отметим, что свобода творчества и роста привлекают на сайт не только откровенных графоманов, но и достойных начинающих и маститых поэтов. Для самообразования пишущих и читающих на “стихи.ру” размещена литературная энциклопедия и учебники стихосложения, а рецензии читателей бывают вполне профессиональными.
Кстати говоря, многие литературоведы одобрительно относятся к массовым занятиям литературным творчеством, отвергая обвинения в графомании. Так, литературный администратор одного из конкурсов Елена Рышкова утверждает: “Это не графомания - это голос народа, который любит литературу. А если есть люди, любящие литературу, то она не останется бесплодной”. В противовес массово коммерциализированному “стихи.ру” и в результате откола от него в 2000 г. появился более камерный, “домашний” сайт “Термитник поэзии”.
А в 2001 г. Опять-таки в противовес “стихи.ру” был создан сайт “Поэзия”. Как рассказывает руководитель сайта Л. Малкин, прием авторов на “Поззию” ведется с помощью редакторского отбора, учитывается при этом уровень литературного мастерства. В итоге сайт пользуется популярностью и уважением среди литераторов; многие “бумажные” писатели с удовольствием публикуются на сайте и общаются с читателями и малоизвестными авторами в онлайновом режиме.
Приведем пример еще одного удачного ранжирования публикуемых текстов: веб-проект “Точка зрения”, основанный в 2000 г. Каждая публикация на сайте сопровождается редакторским комментарием, подробно рассматривающим достоинства и недостатки произведения. Кроме того, любой читатель сайта может оставить свое мнение о том или ином литературном произведении. Один раз в 3 месяца проводится голосование, по результатам которого присуждается “Литературная премия Интернет-журнала “Точка зрения”. Например, за весну 2008 г. (с 1.03 по 1.06. 2008 г.) премии были удостоены 24 произведения. Отметим, что в них входят 16 стихотворений и сборников, 6 прозаических произведений и 2 публицистических, что подтверждает уже цитированное нами мнение З. Шмидта о спасительности Интернета для выживания поэзии. На наш взгляд, одно из самых достойных - стихотворение Татьяны Бутыловой из сборника “Человеческое (одиночные стихотворения)”, лирический герой которого - “треснувший сосуд, по стенкам которого сползает жизненная сила”:
* Тот человек, которым ты был тогда,
* Носил в себе душу, в душе были провода,
* Тонкострунные, усыпанные стаями птиц.
* Достаточно было только одну убить,
* Чтобы ты умер, чтоб ты плакал, чтоб ты страдал.
* Тот человек, которым ты был тогда,
* Носил в себе сердце огромное, словно степь
* Степные носились кони в твоей степи.
* Достаточно было лишь одного угнать
* В крестьянское рабство с цыганской его душой,
* Чтобы ты понял, что плохо тебе, что - смерть.
* Тот человек, которым ты был тогда,
* Носил в себе счастье, оно заключалось в
* Птицах, счастливых, поющих на проводах,
* Диких конях, топчущих пыль травы.
* Теперь, когда птицы сбежали на вечный юг
* Или убиты, коней же угнали в плен,
* Ты другой человек, ты не умер, ты - сам уют,
* Но где твои птицы? Зачем не поют? Зачем?
Отметим также, что в задачи проекта “Точка зрения” входит исследование Рулинета как культурного явления, и поэтому на сайте работает отдел публицистики, который публикует культурологические, литературоведческие, историко-биографические материалы. Высокий уровень работы с публикуемыми текстами позволил сайту завоевать авторитет не только в литературном, но и в научном мире. “Точка зрения” с февраля 2005 г. участвует в культурологических исследованиях Института русской и советской культуры им. Лотмана (Рурский университет в Бохуме, ФРГ); с декабря 2006 г. - в проектах Регионального общественного центра Интернет технологий.
Виртуальные конференции, обсуждения и беседы участников, нередко находящихся в разных странах и частях света, но чувствующих себя собравшимися в одном зале, породили создание литературных объединений, клубов, салонов. Первым таким проектом стало созданное в 1997 г. петербургским писателем Александром Житинским виртуального литобъединение им. Лоренса Стерна. Фамилия классика английской литературы появилась в названии благодаря роману Житинского “Потерянный дом, или разговоры с милордом”, где Стерн является одним из персонажей.
Организовано объединение так: доступ в него для широких масс закрыт, новые члены принимаются по приглашению. Каждый кандидат представляет свою работу, которая активно обсуждается. Затем проводится общее голосование членов клуба. Каждую неделю в 2-х секциях, прозаической и поэтической, обсуждается по одному новому произведению кого-либо из участников. Широкая публика допускается только в гостевые книги (их опять же 2 - “поэтическая обсуждалка” и “прозаическая обсуждалка”), где можно оставить отзыв о обсуждаемом произведении по специальному паролю. Пароль выдается всем желающим, но при несоблюдении правил может быть отобран. Для неформального общения существует еще одна гостевая - “Беседка”.
Среди завоевавших популярность литобъединение “Рука Москвы” или “Рукомос” и петербургское “Пиитер”. Гостевые книги («гестбук») предназначены для живого, динамичного диалога-обсуждения, темой для которого могут быть и материалы сайта, и литературные новости, и политика и т.д. Е. Горний характеризует их так: “Сетература (и гестбук как одна из ее форм) определяется как искусство нелинейное, динамичное и многоавторское.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Эссе на тему О литературной критике в Интернете. Поищите еще с сайта похожие.