А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя» (А П Чехов) (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) - сочинение

А. М. Горький писал, что «мещанство — это уродливо развитое чувство собственности». Я согласен с этим определением: нельзя желать покоя только для себя, боясь, что он когда-нибудь рухнет.

А. П. Чехов, по-моему, мыслит еще шире: никакого прогресса, развития не несет людям это явление, а вот зла — предостаточно!

В 80-90-е годы двадцатого века «тина мелочей, опутавших нашу жизнь», как когда-то писал Н. В. Гоголь, стала очень опасным социальным явлением, приобрела новые очертания. Тогда-то А. П. Чехов и сказал, что «мещанство большое зло». Писатель проникал в сущность этого страшного образа жизни молодых людей, содействуя на этом историческом этапе борьбе за коренное его изменение.

В 1903 году Чехов пишет свой рассказ «Невеста». Сюжет прост: художник из Москвы Саша уговорил девушку Надю убежать из дома, почти из-под венца. Благодаря этому больному, обреченному человеку героиня рассмотрела ту тусклую жизнь, которая ее окружает и к которой она себя готовит. Надя уезжает учиться и по возвращении на каникулы нисколько не жалеет о своем поступке. Удивительно светлый изнутри, Саша помог человеку вырваться из удушливой атмосферы узкого, себялюбивого мещанства и пошлости, обрести себя. Удивительны слова героя, призвавшего девушку к личному росту: «Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царство божие на земле». Очень близка мне та формула счастья, которую утверждает Чехов. За ней — прогресс! Страх мещанина за свой покой — это страх обывателя, ведущий к застою душевному.

Сатирически показывает картину действительности и М. А. Булгаков, сгубившей Мастера (роман «Мастер и Маргарита»). Писатель бичует рядовых обывателей, занимающих посты. Помните, как во время сеанса черной магии Воланд ведет разговор с ассистентом Фаготом-Коровьевым?

-                    «…Как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

-                    Точно так, метр.

-                    Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город впрочем».

Выясняется, что нет, почти не изменились. А сцена с червонцами, когда люди ловят деньги, давя друг друга? Пошло, по-мещански… Обидно за род людской, не умеющий (или не желающий?) устоять перед искушением. А Воланд заключает: «…Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Во всех эпизодах московских глав романа мы наблюдаем уродливый быт людей. Вспомним, к примеру, киоск «Пиво и воды», где этих напитков вовсе нет, но зато есть неприветливая продавщица. В домоуправлении процветает взяточничество, прописывают граждан за деньги. Страшно, когда смерть Барлиоза вызывает у соседей не сострадание, а желание занять жилплощадь.



 
На мошенников же чиновников, которые процветают в любых условиях, Булгаков напускает нечистую силу. Закоренелых грешников, таких, как Степа Лиходеев, директор варьете, или финдиректор Римский силы зла выводят на чистую воду. Шпиона и наушника барона Майгеля — вовсе отправляют на тот свет… В 1937 — 1938 годах сатирически изображать действительность было опасно, поэтому свои выпады против явлений уродливого быта писатель еще и смягчает. А как же хорошо зал пошлых, морально отживших людей изображает М. Зощенко, сатирик, мастер, человек с особым взглядом на мир! Они не могут приспособиться к быстро изменяющимся обстоятельствам, и это делает их беззащитными или глупыми, ничтожными или спесивыми. Получается эффект комический. В рассказе 1924 года «Баня» автор критикует порядки в городском коммунальном хозяйстве. В простой бане, куда ходит обыватель, дают два номерка. Вот и приходится привязывать «к ногам по номерку, чтобы не враз потерять». Смешно и глупо, но что остается делать… В миниатюре 1927 года «Качество продукции» Зощенко высмеивает халтуру производственников. Нет товаров, необходимых народу, поэтому люди вынуждены бросаться на «заграничную продукцию». Административно-командная система порождает бюрократов. Об этом — в рассказе 1927 года «Волокита»… Писатель надеялся, что его произведения сделают людей лучше, наладятся общественные отношения. Человеку образованному, интеллигентному, ему было больно наблюдать проявление невежества, грубости, духовной пустоты. Всеми силами Зощенко боролся с мещанством, с застоем общества. Одна из ключевых фигур литературного процесса 70-х годов нашего столетия — Ю. В. Трифонов. Повесть 1969 года «Обмен» — о тривиальных семейных отношениях, о столкновении жизненных позиций, о заботах и тревогах каждодневных, которыми живет обычный человек, пытаясь обустроить свой быт, заработать денег, продвинуться по службе. Вроде бы, обычные желания, ничего плохого. Но как же трудно бывает сохранить внутреннюю свободу и твердость! Даже в самых простых житейских ситуациях нужно делать нравственный выбор. В повести «Обмен» Дмитриев под напором жены Лены, которая «вгрызалась в свои желания, как бульдог», совершает квартирный обмен с неизлечимо больной матерью, которая когда-то хотела жить с ним, но теперь соглашается на это только по его настоянию. Слово «обмен» здесь получает широкий смысл — обмен нравственный, уступка сомнительным жизненным ценностям, неспособность противостоять течению. Рухнула плотина, что разделяла семейное море. Оказывается, жизни людей, живущих рядом, могут быть близки только поверхностно, не достигая глубины, на которой совершается главное духовное самоопределение личности. Мещане современные, главное для которых — богатство материальное, никогда не спасут чужую душу, утопят и свою в море ковров и хрусталя. Типичный изъян человеческих отношений, разрушающих духовные связи, и передает нам писатель. Для него это «недочувствие», для меня — отсутствие всяческих чувств. Выбор Дмитриева был мучительно труден и оставил в душе кровоточащие ссадины. Не погрешить против совести не получилось. Если бы не отражалось наше прошлое в настоящем, настоящее в прошлом… А еще — у Дмитриева растет дочь. Понимает ли она, что сохранить порядочность в ущерб собственному благополучию невозможно? В период брежневского безвременья такие люди, как Дмитриев, по сути своей честные, но не умеющие устроиться в жизни, часто гнулись и слабели. Зато крепли такие, как Вера Лазаревна и Иван Васильевич, родители, научившие жить, приспосабливаться и не мучиться угрызениями совести свою дочь Лену, жену Дмитриева. Как могла когда-то нравиться ему «…легкость, с которой она заводила знакомства и сходилась с людьми»? Почему его не насторожило, что особенно «ей удавались нужные знакомства»? Сознательно или бессознательно, но главные веяния времени преломляются в душах людей и пускают корни, и разрастаются, может, не очень им в будничной круговерти заметные… Но в моменты нравственного выбора человек обязан высказать «несогласие», обязан сохранить себя. Иначе такое зло, как мещанство, засосет, и не захочется ни спорить, ни говорить искренние слова, ни просто честно жить. А очень даже легко будет собраться и уехать на Золотые пески отдыхать, как это сделали однажды Лена и Виктор, когда «Иван Васильевич лежал с инсультом, теща дни и ночи проводила с ним…»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя» (А П Чехов) (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по нескольким произведениям > «Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя» (А П Чехов) (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)
Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему «Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя» (А П Чехов) (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века), Сочинения по нескольким произведениям