А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Деревенская тема в русской литературе xix—xx вв (по нескольким произведениям) - сочинение

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
С. Есенин

Крестьяне, которые много трудятся, не употребляют слова «труд».
А. Чехов

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Вот наконец-то гром грянул, пора писать сочинение. Да написать надо такое, чтобы оно не только год пролежало и было предано сожжению, а хотя бы хоть чуть-чуть затронуло душу. Хочется выплеснуть все, что было надумано по этой интересной теме. Будут, может быть, и личные высказывания, но так ведь на то и сочинение, чтобы излагать свои мысли.

Ночь. В общем-то тишина, но изредка пиликает сверчок, или еще какая живность подает свой голос. На взгорке вырисовывается куполообразный силуэт чего-то шелестящего и колючего. По изумительному пьянящему аромату понимаешь, что перед тобой стоит копенка свежёскошенного сена. Приземляешься в самую середку и ты уже на самом верху блаженства. Вот так бы все время лежать, смотреть в небо и думать... Глядишь на звезды и понимаешь, что наша земля — это далекий затерянный мирок во Вселенной, а человек с его делами и заботами — песчинка. Чтобы как-то удержаться на своем месте, нужно всеми силами уцепиться в землю-матушку, пустить в нее свои корни. Или это только кажется?

Обзор деревенской темы лучше всего начинать, пожалуй, с современных произведений. Деревенская проза обозначилась как явление в 60-х гг. XX в. Для нее характерны описания деревенской жизни. Это то, к чему пришли. Сейчас говорят, что наш путь выздоровления — с низов. А низы мы, ох, как загубили! А. И. Солженицын сказал, что скопления людей, которые не способны взять от земли ее свойство плодоношения, потеряны. К сожалению, одни люди выдирают с корнем это свойство у природы, а у других не хватает ума (или фантазии) ее восполнять. У В. Распутина, В. Шукшина мы видим в произведениях проблему уничтожения деревень, всеобщего оттока лкщей в города.
—		Чо эт вас так шибко в город-то тянет?
—		Учиться... «Что тянет»... («Космос, шмат сала и нервная система»)
Во многих рассказах Шукшин говорит о том, что молодежь уезжает из деревни в город, а старики остаются: «Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо».
Когда человек бросает свою землю — это самое худшее. В какой-то мере это предательство. Природа дала тебе землю — паши, лес — строй дом, все окружающие условия — живи. А люди покидают свои земли, свою родину. Ладно уж, если ж вынужденным обстоятельством, как в «Прощании с Матерой», а то ведь иные добровольно. Жизни им легкой захотелось, на великие дела в город потянуло. Все это было обусловлено тем, что в те же 60-е, начались большие стройки и люди из деревень потянулись в города, правда, в городе эти деревенские жители оказались в чуждой им стихии. Пчелы в сотах живут, но ведь так сама природа задумала. А люди-то... М. Лермонтов как-то сказал: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Это ж ведь все про нас. Еще со времен коллективизации начали у нас деревни объединять в колхозы, сгонять людей в общее стадо. Выдающихся тружеников, настоящих хозяев земли и работников раскулачивали и высылали в Сибирь. Такие вот явления можем мы увидеть у М. Шолохова в «Поднятой целине» и у А. Платонова в «Котловане». С тех пор стала земля у нас без хозяина, а люди без царя в голове.



 
А было ли подобное раньше? Обратимся к истории, вернее к роману И. Гончарова «Обломов». Умиротворенные картины былой барской жизни клонят ко сну и вызывают определенные ощущения в желудке. Святое русское раздолье. Тут и усадьба, и поля. Видишь, что кормит люд земля. Но уже вот эта самая земля теряет своих хозяев. Имение Обломова постепенно приходит в упадок. Если барская рука не прикладывается к хозяйству, то дело гиблое. Мельчает русский люд. село превращается в захолустье. Для его возрождения нужны новые люди. Здесь вроде бы стал нарождаться класс «новых русских», к коим можно причислить Андрея Штольца. Кажется, всем он хорош: молод, умен, имеет твердый характер, может взять власть в свои руки. Не имеет старых барских привычек. Ни дать ни взять — предводитель передового крестьянства. Ах нет, решил он земледелие на коммерцию променять. Перевелись, видно, во всей великой Руси мужики-кормильцы. Но обратимся к Н. Некрасову, творчество которого было посвящено русскому народу. Наиболее полно народная тема раскрывается им в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Как здесь показана деревенская жизнь? Очень просто. Дело есть — работаем, вино есть — пьем. Последнее вытекает из обилия тяжелой для человека работы и необъятного крестьянского горя и нужды. Отменили крепостное право — совсем в разнобой пошла деревня. Барские усадьбы превратили в питейные заведения и пошел туда люд честной топить свою тоску горькую в вине. Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Что пьют до одурения, Во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть! По такому делу теряли свое хозяйство крестьяне. А мужик без избы и двора — не работник. Но среди поэтов не только Н. Некрасов обращался в деревенской теме, были другие, в том числе и С. Есенин, поэт «золотой бревенчатой избы». Есть у него несколько стихотворений, в которых он «принимает» революцию, индустриализацию, но потом понимает, что такой путь для России не приемлем. Есенин не был против индустриализации, но ее наступление на деревню, разрушение жизненного уклада, болью отзывалось в сердце поэта. ....Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужвль он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Ведь сколько он произведений написал о былой Руси с ее традиционным укладом, общечеловеческими традициями и святой, многострадальной деревне. Он верил в нее, в тоскливую прелесть родимых полей... Неужели же во всех наших деревнях и селах «погаснут огни», как писал Н. Рубцов? Надо все-таки верить в лучшее. Верить надо в разум, ну а жить душой. На то он и человек, чтобы держать на себе весь окружающий мир.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Деревенская тема в русской литературе xix—xx вв (по нескольким произведениям). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по нескольким произведениям > Деревенская тема в русской литературе xix—xx вв (по нескольким произведениям)
Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему Деревенская тема в русской литературе xix—xx вв (по нескольким произведениям), Сочинения по нескольким произведениям