А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение моря в русской романтической поэзии (по лирике В Жуковского А Пушкина и Ф Тютчева) - сочинение



Тема взаимодействия человека и природы всегда очень сильно интересовала поэтов. Она всегда ставила рядом с человеком многообразие природы и открывала ему глаза на «трепет жизни», на величие и гармонию, на красоту родного края. Природа всегда являлась для поэтов источником вдохновения. Очень часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее.
Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то одинаковое для всех поэтов, например, море, которое было привлекательным не только для русских поэтов.

Элегия В.А. Жуковского «Море» — одна из лучших и известных элегий поэта. Море — новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.
Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...
У читателя создаётся полная картина шипения кипящих, клокочущих волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет, морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: «Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?» Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн — морской и небесной — волнует поэта.

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.
В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В «Море» появляются две бесконечности — небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, — «бездна».


 
Два года спустя было написано пушкинское «К морю». В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него — свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно — символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: «и блещешь гордою красой» — «и радостно блещешь звездами его»; «ты катишь волны голубые» — «лазурное море»; «бездны глас» — «над бездной твоей» и так далее. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. «К морю» написано в сеете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом — гражданское звучание лирического произведения. . Последним в этом ряду является стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...», которое было написано в январе 1865 г. в Ницце, вскоре после смерти Е. А. Денисьевой. Стихотворение, как и другие произведения Тютчева этого периода, отражает подавленное настроение поэта. Тютчев, так же как и Жуковский, и Пушкин, относится к морю, как к живому существу: «В лунном сиянии, словно живое Ходит, и дышит, и блещет оно». В его представлении великая морская зыбь свободна и прекрасна. Как и в стихотворении Жуковского, в стихах Тютчева возникают две беспредельности — небесная и морская. Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны присутствием человека: В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою... Читатель смотрит на море глазами поэта, он находится между двумя безднами и не просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникается состоянием стихии, хочет с нею слиться. Ночь — время, часто упоминаемое в стихотворениях Тютчева о природе. Ночью природа, как никогда лучше, обнаруживает своё родство с бездной хаоса — прародиной всего сущего. Человек останавливается, поражённый величественным зрелищем, потрясённый сознанием, что оно так близко состоянию его души. Это осознанное эстетическое чувство природы принадлежит довольно позднему времени: «Чтобы его обрести, человек должен хотя бы частично освободиться от природной зависимости, пройти достаточно далеко по пути культуры и, лишь оглянувшись, с её высоты рассмотреть то, что он знал всегда и в то же время как бы не замечал». Всё живое на земле, по мысли Тютчева, существует в борении страстей. Человек — участник этих столкновений, этой борьбы. Но если гармония есть в природе, то её нет в душе человека. Поэт искал пути примирения между человеком и природой. Этот путь он видел в слиянии души человека с душой природы, с единой мировой душой. В разработку темы взаимодействия природы и человека каждый из поэтов внес что-то свое, новое и неповторимое. Понаблюдав за тем, как эта тема развивается, можно сделать вывод о том, как постепенно описание природы в русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское осмысление. Именно поэтому интересно проанализировать три стихотворения на одну и ту же тему разных поэтов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение моря в русской романтической поэзии (по лирике В Жуковского А Пушкина и Ф Тютчева). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по нескольким произведениям > Изображение моря в русской романтической поэзии (по лирике В Жуковского А Пушкина и Ф Тютчева)
Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему Изображение моря в русской романтической поэзии (по лирике В Жуковского А Пушкина и Ф Тютчева), Сочинения по нескольким произведениям